Здравствуйте, Светлана! Иерархичность была присуща Церкви Христовой со дня Её основания. Глава Церкви – Христос, Он избрал 12 и 70 апостолов для проповеди Евангелия, а те в свою очередь рукополагали священно- и церковнослужителей, в среде которых всегда была четкая иерархия.
Если Вас интересуют конкретные памятники Церковной письменности, в которых засвидетельствована последовательность Причащения Тела и Крови Господних во время Божественной Литургии, то самым древним из означенных источников является книга «Апостольских постановлений», с древности приписываемая святителю Клименту Римскому. (об этой книге можно прочитать по ссылке: http://www.omolenko.com/biblio/ap.htm ).
В 13 главе 8 книги постановлений повествуется как необходимо приступать ко Святой Чаше: «После этого пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами — диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».
Из этого источника, мы видим иерархию преступления к Чаще:
1) сперва перечисляются мужчины в священном сане, затем в сане церковнослужителей;
2) вслед мужскому духовенству приступают женщины, в сане и особом церковном «положении» (к девственницам относились девушки принявшие на себя этот обет, их можно сравнить с современными монахинями. Так же и вдовицы имели право на повторное замужество, но те которые оставались безбрачными ради служения Христу, выделялись в древней Церкви в особый чин);
3) после женщин Причащаются дети;
4) а уже после детей «весь народ».
К сожалению, более подробное описание найти будет трудно, но лично на мой взгляд вполне логично сделать вывод, то если в среде духовенства существовала иерерхия, дававшая первенство мужчине, то естественно и народ приступал к Чаще в таком же порядке….
Это древняя историческая практика Церкви, которая воспринималась всеми христианами что называется «с молоком матери», поэтому никогда не поддавалась сомнению, а то, что не вызывает сомнение естественным образом ни кем и не обсуждалось. Именно поэтому исторических памятников обсуждавших эту тему очень мало. А нынешние вопросы всего лишь «дух времени» - большая часть людей посещающих храм не видели пример родителей, и не знают что и как нужно делать. Кому-то достаточно слов священника или других прихожан, а кому-то нужно подтверждение, что все что говорят в храме это не вымысел…
В любом случае, за всю свою жизнь я еще ни разу не сталкивался с ситуацией, что бы кого либо вытолкнули из очереди на Причастие из-за того, что тот пошел «не в свое время».