Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
13.08.10

Вознесение Господа Нашего Иисуса Христа

Вознесение Господа Нашего Иисуса ХристаЭтот праздник празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверток 6-й недели. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события Вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо (Мк. XVI, 9-20; Лук. XXIV, 36-53; Деян. I, 4-12). В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся всем вместе апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, "вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании", на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. По объяснению преосвящ. Филарета, митр. Московского, гора Елеонская избрана Господом местом вознесения, как можно думать, потому, что и прежде она была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания, равною смерти скорбью душевною и многотрудною молитвою, простертою до произлияния кровавого пота. На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя свв. апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли". Сказавши это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. "И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо". Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не умедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: "Мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо". Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим. Столь славно было видимое вознесение Иисуса Христа на небо, о котором повествуют нам Божественные ученики Его, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его к Отцу Своему, в вечное Божественное царство, как это и изображается в церковных песнопениях настоящего дня, сообразно с предсказанием ветхозаветных пророков. Возносившегося Господа ангелы с трубным гласом встречали и сопровождали (Пс. ХLV1, 6). Дух Святой повелевал Небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы: "возмите врата, князи (верхи) ваша, возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы" (Пс. XXIII, 7). И Спаситель наш, "восшед на небеса, отонудуже и сошел", как Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, восприял ту Божественную славу, которую имел у Отца прежде бытия мира; восшел на небеса, как Сын Человеческий, превознесши в лице Своем человечество "превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства" (Ефес. I, 21). Сам Бог Отец с любовью ожидал и принял к Себе возлюбленного Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя, как это было изображено еще в Ветхом Завете св. псалмопевцем: "Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих" (Пс. 109, 1; Рим. VIII, 34; Евр. VIII, 1). Таким образом, Спаситель наш не только вознесся на небо, но и воссел одесную Бога Отца, т. е. как Богочеловек и Искупитель мира, восприял и по человеческому естеству всю власть, величие и славу, которые принадлежат Ему по Божеству, как и Сам он, по воскресении Своем, сказал апостолам: "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. XXVIII, 18).

По своему значению праздник Вознесения Господня есть великий, так как удостоверяет нас в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества, которое в лице Иисуса Христа вознесено выше светоносных духов и спосаждено на престоле Божественной славы; а это уверяет всех нас в том, что отныне для земнородных открыт вход на небо, куда Предтечею за нас вошел Иисус (Евр. VI, 20) и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные его последователи. Вместе с этим "настоящее празднество, как говорит блаж. Августин, являет нам в Иисусе Христе таинство человека и Бога", свидетельствуя о нераздельном и неслиянном соединении Божества и человечества в лице Иисуса Христа, "вознесшагося по двою существу". В Богослужении этого праздника хотя и изображаются грустные размышления, в которые первоначально были погружены апостолы, оставшись сирыми, но преимущественно оно проникнуто высоким чувством радости; ибо, как учит св. Иоанн Златоуст, "ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим род человеческий; мы, кои, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самым естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах". Вот почему и св. Церковь в песнопениях этого дня, призывая верующих воспеть победную песнь Господу, вознесшемуся и спосадившему нас одесную Отца, восклицает: "Земля ликует, радуется и небо вознесением днесь Творца твари"; "Мир весь празднует видимый и невидимый: в радости ангелы ликуют, и человецы, славословяще непрестанно вознесение". Призывая чад своих к радости о вознесении Господа, св. Церковь вместе с тем, сообразно со словами ангелов, сказанными по вознесении Господа апостолам (Деян. I, 11), в своих песнопениях этого дня напоминает нам и о втором пришествии, усиливая этим побуждение нас возводить "на высоту очеса и мысли", устремлять взоры, "вкупе и чувства на небесныя врата смертии" и умолять Господа, дабы Он "пощадил души наша, прегрешений оставление даруя".

Установление праздника Вознесения несомненно восходит к самой глубокой древности. Кроме важности воспоминаемого в этот праздник события, за глубокую древность его говорят и положительные свидельства древности. Так, уже апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами, - Пасхи и Пятидесятницы. Блаж. Августин тоже называет его праздником древнейшим и повсеместным. Праздник Вознесения Господня - двунадесятый; он празднуется (вместе с предпразднеством, попразднеством и отданием) 9 дней.