Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
14.01.08

Страницы истории хутора Свободный

Громов Василий ПрокофьевичНаш постоянный прихожанин Василий Прокофьевич Громов недавно издал небольшую брошюру, посвященную истории его родной станицы. С разрешения автора публикуем текст статьи.

Страницы истории хутора Свободный и его Православной Общины.

10 мая 2012г. на хуторе Свободный Приморско-Ахтарского района Краснодарского края царило праздничное настроение. На этот день было назначено освящение построенного в центре хутора православного Свято-Покровского Храма. Для этого ожидали приезда Преосвященнейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

С раннего утра жители этого хутора, а также близлежащих хуторов Курчанский, Хорошиловка, Аджановка, Занко, нарядно одетые, многие с цветами потянулись к Храму. Любовались строением, общая площадь которого составила более 300 кв.м., внутренней отделкой, росписями, иконостасом.

Празднику соответствовала и погода. Выдался теплый, солнечный день. Приехало много гостей из Краснодара, Приморско-Ахтарска, Анапы, Белореченска, Кущевской и других мест, в том числе уроженец хутора Курчанский депутат Законодательного Собрания края, атаман, казачий генерал, Герой Кубани Громов Владимир Прокофьевич, глава администрации Приморско-Ахтарского района Пожидаев Юрий Николаевич, Председатель Совета депутатов муниципального образования «Приморско-Ахтарский район» Киселев Андрей Николаевич, Атаман Приморско-Ахтарского районного казачьего общества Лукашев Иван Викторович и др. Прибыло много учеников местной школы, а казачий класс - в полном составе.

Хутор Свободный. Православная общинаВладыку Исидора встретили тепло, радостно, хлебом-солью, под звон колоколов. Митрополит тоже приветствовал встречающих, медленно двигаясь в храм по ковровой дорожке, благословил многих, в том числе стоящих в первых рядах учеников.

С митрополитом прибыла группа священнослужителей краевой епархии, а также хор студентов Екатеринодарской семинарии. Чин освящения Храма был совершен на высшем уровне. Многие обратили внимание на прекрасную акустику и великолепное звучание церковных песнопений.

Владыко освятил предел с заложенным контейнером с мощами преподобного Харлампия, алтарь, иконы, росписи, окропил святой водой всех молящихся. Под звон колоколов был совершен крестный ход, во время которого были освящены наружные части Храма, колокольня.

Хутор Свободный. Православная общинаСвятитель Кубани поздравил присутствующих с завершением строительства Храма, его освящением, вознес слова благодарности Господу Богу, без чьей помощи невозможно было построить Храм в сравнительно короткий срок, а также поблагодарил приходской Совет, организаторов строительства Храма, жертвователей, которые деньгами, своим трудом, молитвами помогали в строительстве Храма.

Митрополит вручил многим участникам строительства Храма грамоты «в благословление за усердные труды во славу Святой Церкви», в том числе выпускникам школы №27, как инициаторам и участникам строительства Храма.

С освящением Храма жители указанных хуторов получили свой духовный центр, возможность объединиться в православную общину, участвовать в церковных таинствах, в богослужениях, литургии, в которых не только говорится о Боге, но и предоставляется возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причастия.

Хутор Свободный. Православная общинаЦерковь поможет многим прихожанам строить свою жизнь по законам Евангелия.

Согласно архивным данным хутор Свободный был образован в 1917 году[1].

Хутором в то время называли обособленный земельный участок с усадьбой владельца и называли хутор по фамилии хозяина. Так были созданы хутора Архипов, Котляров, Хорошилов, Садило, Лофицкий и др. Хутор Свободный первоначально назывался хутор Никитов и образован был на землях, отведенных казакам станицы Гривенской, которым не хватало земли в станице.

В течении 1917-1920 годов из Гривенской переехало в хутор Никитов большое число казаков. Численность хозяйств в хуторе увеличилась примерно до 150, а жителей - до четырехсот с лишним.

Хутор Свободный. Православная общинаБлизлежащие хутора Старо-Курчанский (образован в 1895 году) и Ново-Курчанский (образован в 1917 году[2]) тоже заметно выросли за счет переселения казаков из станицы Курчанской Темрюкского района (отсюда и название этих хуторов). Причиной переселения казаков здесь тоже была нехватка земли.

Росли численность населения и количество хозяйств и в других хуторах.

Таким образом первоначальной смысл слова «хутор» был утрачен. Хутором стали называть поселение независимо от числа дворов, хозяйств.

В марте 1920 года на Кубани была установлена Советская власть и вскоре хутор Никитов был переименован в хутор Свободный.

При образовании в 1924 году Приморско-Ахтарского района хутор Свободный стал в этом районе центром сельского Совета, в состав которого вошло 48 хуторов с 502 хозяйствами и населением 2693 человека.

Как принято было у казаков при переселении на новое место прежде всего строили православный Храм. Так было и в хуторе Свободный, где на большой пощади был построен большой кирпичный Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Учредителями Рождество-Богородицкого православного религиозного общества выступили 50 жителей хутора. Список учредителей подписан первым священником этого Храма Дунаевым Алексеем Михайловичем. Он родился 28 августа 1878 года в г. Ярославле в семье канцелярского служащего. Образование получил в духовном училище, имел звание учителя.

Псаломщиком был назначен Космодемьянинский Сергей Александрович 1875 года, сын Диакона, который тоже окончил духовное училище.

Церковным старостой (казначеем) был избран Орел Иоким Прокопьевич, уроженец станицы Гривенской (в 1872 г.), казак, постоянно проживающий в хуторе Свободном.

Членом приходского Совета был Облогин Яков Николаевич, 1876 года, уроженец ст. Гривенской, казак, имевший свой дом в хуторе Свободный.

Восьмого апреля 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религиозных объединениях», а НКВД 10 октября 1929г. издал Инструкцию «О правах и обязанностях религиозных объединений»[3].

В связи с этими документами группа прихожан Рож-дество-Богородицкого Храма обратилась в административный отдел Приморско-Ахтарского района с письмом, в котором выражали желание образовать религиозное общество православных христиан для совместного удовлетворения религиозных потребностей и просили зарегистрировать указанное религиозное общество под названием « Общество верующих правосланых христиан Рождество - Богоролицкой церкви хутора Свободного Приморско-Ахтарского района».

Район деятельности общества предполагалось распространить на хутор Свободный и прилегающие к нему хутора и поселения.

К письму были приложены список учредителей подписаны священником Путинским (к сожалению, других данных об этом настоятеле найти не удалось) и список членов религиозной общины из 378 человек, подписанный председателем церковного Совета А.Струцким. Этот список прилагается к статье [список присутствует только в печатном виде статьи], так как в нем указаны родственники очень многих ныне живущих в Свободном и близлежащих хуторах людей - и для них он представляет большую ценность. А потом - какие фамилии, какие имена, какие отчества?! Залюбуешься. И, может быть, главное - эти люди заслуживают того, чтобы их увековечить хотя бы в таком виде.

Тридцатого декабря 1930 года «Общество» было зарегистрировано с выдачей соответствующего удостоверения[4].

 К великому сожалению, в дальнейшем судьба Храма и прихода развивалась трагически.

В архивном деле[5] (в материалах «О закрытии Храма в станице Бородинской»), почему-то подшиты две бумажки по хутору Свободный, которые ни в коем случае нельзя назвать документами:

1. Копия протокола колхозного собрания колхоза «Красный борец», состоявшегося 8 января 1934 года.

На собрании якобы присутствовало 127 колхозников и представитель Политотдела товарищ Диденкова. Председатель - Воронин, Секретарь - Чернецкая.

Слушали:

Об организации клуба и закрытии церкви.

Без всяких обсуждений постановили:

«В целях быстрейшего проведения мероприятий по организации клуба просим сельский совет немедленно возбудить ходатайство о закрытии церкви, находящейся на территории хутора Свободный».

Председатель - подписи нет

Секретарь - подписи нет[6]

2. Выписка из протокола № 9 собрания колхоза «Заря Кубани» от 20 января 1934 года.

Президиум собрания: Ширшов И., Куликова Е., Мамуркина Н.

Слушали: О культурном очаге в хуторе Свободный. Докладчик - Г.Ребров.

 Без обсуждения повестки постановили:

«В связи с тем, что в хуторе Свободный отсутствует клуб, где бы возможно было проводить культурно-массовую работу с колхозниками в то время как здание церкви пустует и никто из колхозников в него не ходит мы собственноручно подпишемся о закрытии церкви». С подлинника верно: Секретарь - фамилия не указана, подписи нет, тем более что в протоколе ни председатель собрания, ни секретарь не указаны. К этому постановлению приобщен список неверующих. Во всяком случаев в списке членов религиозной общины фамилии их не значатся. Кто и когда на основании этих фальшивок принимал решение о закрытии церкви в хуторе Свободный установить не удалось, но в одном из решений Крайисполкома указано, что «молитвенный дом в хуторе Свободный был закрыт в 1933 году»[7].

С августа 1942 года по февраль 1943 года Кубань находилась под немецкой оккупацией, органы советской власти не действовали, поэтому религиозная община хутора Свободного заняла незаконно отобранную у неё в 1934 году церковь.

В последующем это обстоятельство органы советской власти не простили общине.

После освобождения Кубани группа граждан хутора Свободный, желая узаконить деятельность церкви, обратилась в Приморско-Ахтарский райисполком с заявлением следующего содержания: «мы нижеподписавшиеся добровольно желая объединиться для совершения религиозных  обрядов  по  православному  вероисповеданию ходатайствуем о регистрации религиозной общины».

Просьба была удовлетворена и, как видно из анкеты по форме 1 от 15 марта 1944 года, подписанной председателем церковного Совета Куренным К.Е., церковь была открыта 15 сентября 1943 г. и зарегистрирована 24 января 1944 года[8].

Настоятелем храма, Епископ краевой епархии назначил Труша Максима Ефимовича.

Однако в это же время краевые власти предпринимают меры к закрытию молитвенного дома и ликвидации религиозной общины.

Двадцать шестого июля 1944 года Крайисполком, по докладу Уполномоченного по делам русской православной церкви при Краснодарском крайисполкоме Кирилова, принял решение, с которым обратился с просьбой в Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР санкционировать ликвидацию религиозной общины в х. Свободный в целях использования помещения молитвенного дома под клуб Свободного сельсовета»[9].

Решение мотивировано прежде всего тем, что верующие в период немецкой оккупации заняли помещение, которое ранее использовалось как колхозный клуб. О том, что это здание было построено казаками и длительное время являлось православным храмом, в решении Крайисполкома и в дальнейшей переписке краевых властей с Советом по делам русской православной церкви при СНК СССР сознательно умалчивалось.

Кроме того, в решении указано, что колхоз предъявляет претензии на это здание (тогда почему в решении указана цель - использовать здание под клуб Сельского Совета), что хутор Свободный является небольшим и посещаемость молитвенного дома небольшая, что в районе достаточное количество храмов [10].

О методах работы органов власти того времени свидетельствует и следующий документ.

Секретно-лично

Председателю Приморско-Ахтарского райисполкома

Товарищу Снипко А.Н.

27 июля с. г. Вам лично направлено секретным письмом решение Крайисполкома от 26 июля 1944 г. о ликвидации религиозной общины православных верующих в хуторе Свободный - для сведения.

Однако из-за небрежности и безответственности работников вашего райисполкома и председателя Свободного сельсовета товарищ Пореха, вопрос о ликвидации общины стал известен верующим, что является крайне недопустимым.

Предлагаем произвести проверку данного факта и принять соответствующие меры взыскания к виновным в разглашении секретной переписки. О результатах поставьте нас в известность.

Председатель крайисполкома Бессонов

Секретарь Вестоков.

Верующие, естественно, не согласились с решением Крайисполкома и обжаловали его в Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР.

Второго февраля 1945 года член указанного Совета Уткин направил заявление верующих хутора Свободный.

Уполномоченному по делам русской православной церкви при Краснодарском крайисполкоме Кирилову с просьбой проверить правильность сведений в заявлении, также учесть:

- «Если молитвенный дом в хуторе Свободный был передан верующим и до 10 октября 1944 года в нем совершалось богослужение - религиозную общину распускать нельзя (согласно постановлению СНК СССР от 01.12.1944 г.)

В том случае, если здание церкви до занятия его религиозной общиной, использовалось под общественные нужды, то по мере необходимости Крайисполком может изъять это здание, предоставив общине верующих необходимое время для подыскания другого помещения, окажите ей в этом содействие. О результатах сообщите Совету.»

Член совета Уткин

На данное письмо Кирилов сообщил, что «изъятие клуба было произведено 17 ноября 1944 года по решению крайисполкома от 26VII 1944 года и письма члена Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Н.Иванова от 7 сентября 1944 года о том, что СНК не возражает против изъятия помещения клуба у религиозной общины хутора Свободный, занятого верующими в период немецкой оккупации под молитвенный дом.

В связи с изъятием помещения община не была распущена, взамен ей было передано по договору аренды помещение бывшего колхозного радиоузла»[11].

Но что представляло из себя помещение бывшего радиоузла?

Из рапортов священника Рождество-Богородицкого молитвенного дома хутора Свободный Прудникова Николая Николаевича и благочинного и благочинного Чернецкого епископу Краснодарской и Кубанской епархии Флавиану видно, что «предоставленное здание (хата) для молитвенных целей совершенно непригодно и грозит обвалом, капитальный ремонт его обойдется дороже, чем построить новое»[12].

Естественно, при таких условиях посещаемость молитвенного дома снизилась.

В связи с этим епископ Флавиан письмом от 19 сентября 1946 года сообщил новому уполномоченному по делам русской православной церкви при Крайисполкоме Литвинову, что православная община хутора Свободный «не в состоянии прилично привести и обслужить молитвенный дом, который находится в ужасном состоянии. Это насмешка и профанация над религией, а поэтому нахожу вполне правильным малочисленную религиозную общину хутора Свободный распустить, регистрацию возвратить Вам, имущество сдать Воскресенскому молитвенному дому Приморско-Ахтарска, приход закрыть, священнику предоставить новое место»[13].

После этого Литвинов рапортовал Председателю Совета по делам русской православной церкви Карпову: «Епископ Флавиан снял священника с молитвенного дома хутора Свободного ввиду того, что община не обеспечивает священника и решил священника больше не посылать. Через год общину снимаем с регистрации[14].

Через год Литвинов сообщим Карпову: 19 ноября прошлого года управляющий Кубанской епархией снял священника в молитвенном доме хутора Свободный и нашел необходимым распустить малочисленную общину, регистрацию возвратить, имущество сдать Воскресенскому молитвенному дому в г. Приморско-Ахтарска.

Мною было объявлено епископу, что оснований к снятию с регистрации общины нет, а вопрос о назначении священника дело епископа[15].

Прошел год, епископ священника в хуторе Свободный не назначает, а приход приписан к обслуживанию к Воскресенскому молитвенному дому Приморско-Ахтарска.

Исходя из того, что община в течение года бездействует в следствие отсутствия священника, а приход приписан к другому приходу, мною община была снята с регистрации».

Литвинов

Изложенное свидетельство, что краевые власти, с помощью лжи и обмана добились изъятия у верующих хутора Свободный построенного ими Храма и ликвидировали православную общину.

А в шестидесятые годы был разрушен и так называемый клуб.

Таким образом, более шестидесяти лет жители хутора Свободный и близлежащих хуторов лишены были возможности по месту жительства участвовать в церковной жизни.

Но всё изменил случай.

В конце июня 2006 года состоялась встреча выпускников средней школы №27 хутор Свободный по случаю 50-летия окончания школы. Встреча прошла великолепно, но когда одноклассники пошли в свою школу, то увидели развалины. Помещение стояло без окон, без дверей, без полов, без крыши, со следами пожара, были одни стены и те находились в убогом состоянии.

Одноклассники поручили автору этих строк выяснить возможность строительства на базе этих развалин церкви. Вскоре были проведены переговоры с директором новой школы Шубиной Галиной Владимировной, Главой сельского поселения Радченко Раисой Тимофеевной, которые поддержали идею строительства храма. Состоялась также встреча с Главой Администрации Приморско-Ахтарского района Очередько Александром Владимировичем. Последний не только согласился с предложением о строительстве храма, но и заявил, что он предпримет необходимые меры к тому, чтобы здание бывшей школы вместе с прилегающем земельным участком было передано приходу безвозмездно.

В конце августа 2006 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор принял группу одноклассников, которые передали ему письменную просьбу тридцати семи жителей хуторов Свободный и Курчанский о благословлении строительства Храма, создании прихода и избрании приходского совета. Владыке понравилась идея строительства храма, он дал своё благословение и пообещал содействие в разработке и регистрации Устава прихода.

После этого в хуторе Свободный был проведен сход граждан с участием Главы администрации района, его заместителей, Главы сельского поселения, на котором жители горячо поддержали предложение о строительстве храма и избрали приходской Совет хотя в свой адрес услышали горькие слова: « Как Вы могли допустить разграбление школы? Ведь вы сами ходили в эту школу, ваши дети и внуки учились в ней. Это все равно, что ограбить родную мать».

Но в ответ были сказаны одной женщиной не менее горькие слова: «Василий Прокофьевич, а Вы думаете, что те, кто присутствует сегодня на сходе, не участвовали в разграблении школы? К сожалению, мы живем в такое время, когда разрушили Страну, разграбили колхозы. У нас сколько было руководителей? Обогатились и след их простыл. Боюсь, что и со строительством церкви может также получиться. Соберут пожертвования и исчезнут».

Председателем Совета избрали местного предпринимателя Чубраца Юрия Ивановича. Последующие события показали, что выбор председателя Совета был очень удачным. В его лице Бог послал приходу человека, который взял на себя огромный труд по строительству Храма, внес значительные денежные средства, ежедневно занимался вопросами организации строительства.

Определённую помощь в строительстве оказал архитектор Неверовский Владимир Александрович, бесплатно изготовивший проект Храма, который был одобрен митрополитом Исидором, а также прораб Супряга Николай Антонович. Значительные денежные средства пожертвовали: Чубарец Сергей Юрбевич, Громов Василий Прокофьевич, Смфников Федор I Гетрович, Гржебин Юрий Михайлович и др.

По благословению владыки с самого начала строительства Храма окормлял и наставлял это богоугодное дело благочинный Приморско- Ахтарского района протоиерей Иоанн Феер.

По праздникам он проводил богослужения, вначале на улице (возле храма), а затем в помещении, порой среди строительных лесов. Ежегодно 14 октября хуторяне отмечали престольный праздник. При большом стечении людей были освещены кресты и купола храма, а также колокола.

При храме создан Попечительский совет, который призван изыскивать средства и оказывать материальную помощь Храму, общине. В состав Совета вошли предприниматели, ученые, авторитетные прихожане. Возглавил Совет профессор Кубанского государственного аграрного Университета Громов Василий Прокофьевич. В планах Приходского и Попечительского Советов - создание воскресной школы не только для детей, но и для взрослых, библиотечного фонда, приобретение необходимой церковной утвари, мебели, приходского дома для постоянного проживания батюшки, организация работы с престарелыми, нуждающимися прихожанами, с молодежью и др.

Наличие на хуторе Храма, безусловно, повышает статус этого поселения (раньше его бы переименовали в село, тем более, что хутор Свободный является административным центром для близлежащих хуторов) и будет способствовать развитию хутора, повышению культуры, образования граждан, улучшению нравственного климата на хуторе. Это очень важно на фоне исчезновения за последнее время многих хуторов на Кубани.

 

 

[1] См.: Список населенных мест Кубанского округа.- Краснодар, 1927г., с.37

[2] См.: там же. с. 37-38

[3] См.: Бюллетень НКВД, 1929г., №3

[4] См.: Государственный архив Краснодарского края, Ф.Р.577, оп.1, дело  388, л.10

[5] См.: Государственный архив Краснодарского края, Ф.Р.577, оп.1, дело 159

 [6] Заметим, что колхоз «Красный боец» был организован в хуторе Курчанский и почему это колхозники забеспокоились об организации клуба не в своем хозяйстве, а в другом колхозе «Заря Кубани», в х. Свободный

[7] Враньё. В 1933 году храм действовал, а низкая посещаемость объясняется прежде всего организованным в то время на Кубани голодом и компанией по раскулачиванию и расказачиванию.

[8] См.: Государственный архив Краснодарского края, -Р-1579, оп.1, дело №5, л. 55, 58

[9] См.: Там же, л. 71

[10] См.: Опять неправда, ближайший храм от х. Свободный находится в г. Приморско-Ахтарске на расстоянии почти 20 километров.

[11] См.: Государственный архив Краснодарского края - Р.1519, оп. 1, дело 5, л. 79

[12] См.: Там же, с.85

[13] См.: Там же, с.86

[14] См.: Там же, с.87. А главную-то причину не указал.

[15] См.: Это называется фарисейством.