Постоянно приходится сталкиваться в церковной среде с острым неприятием нашими верующими различных народных традиций и обычаев, которые без сомнения присутствуют в исполняемых ритуалах, и которые люди, к сожалению, часто не понимают, а потому отказываются практиковать в своей жизни. При этом, все таковые, усматриваемые, "нехристианские" ритуальные проявления, как правило, огульно объявляются языческими и даже направленными на угождение падшим духам. Однако, если пробиться сквозь кликушеский гвалт и тщательно разобраться в вопросе, то окажется, что в нашей христианской ритуалистике вообще не обнаруживается ни одного обряда, или традиционного действа, которое бы не уходило своими корнями в те самые народные (дохристианские и даже доиудейские) религиозно-мифологические основания, которые в свою очередь при этом не являются некими рудиментами или отпадениями от чистой христианской духовности, а на самом деле есть та самая питательная почва, из которой и выросли все известные нам теперь символические образы и ритуальные формы.
Более того, это произрастание традиций из архаических глубин народной религиозности благословлено самим Богочеловеком, Который не только не противился этим формам религиозной мысли, но и Сам неоднократно использовал их. Например, Христос проклинает бесплодную смоковницу, являвшуюся в народном представлении мистическим символом мудрой рассудительности и плодотворности, к которым призван каждый человек. Христос говорит в притче о драгоценном жемчуге, происхождение которого тогда воспринималось людьми, как чисто мистический процесс, за что он так и ценился. (О смоковнице и жемчуге тоже будут подробные тексты.) Так же обстоит дело и с символическим образом финиковой пальмы и её ветвями.
Обычно приходится слышать от наших проповедников всякие нелепицы о том, что в пальмовое воскресенье, которое у нас зовётся "вербным" (неделя ваий), иерусалимляне вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями просто потому, что их там росло во множестве, совершенно не объясняя - почему среди всей изобиловавшей тогда палестинской растительности, люди применяли таким образом именно это растение?
Но дело в том, что финиковая пальма (Phoenix), имеющая ровный цилиндрический ствол и такую же круглую крону, издревле считалась солярийным символом, указывающим на источник жизни - солнце. В Вавилоне пальма воспринималась, как эмблема Ваала, а в Ассирии - эмблемой Иштар. У греков - пальма являлась атрибутом Апполона, а у римлян - была атрибутом Юпитера и олимпийских победителей. Но к этим народам такое особое отношение к этому дереву пришло из Египта, где финиковая пальма почиталась особо, как "календарное" дерево, дающее новую ветвь раз в месяц. Поэтому её ветки символизировали собой время вообще и его длительность в частности. Соответственно тот, кто обладает пальмой (её символически-смысловой сутью), тот обладает и бессмертием. Поэтому пальмовая ветвь, это символический ярлык на длительное правление и неизменный атрибут погребальной церемонии. Но кроме этого, пальма - это также символ побеждающей жизни. В Древнем Египте, в декабре, в самый короткий день года, люди приносили вечнозеленые пальмовые ветви в свои дома как символ побеждающей жизни. Греческие и римские победители в спортивных состязаниях и в судебных разбирательствах выходили, неся пальмовую ветвь - пресловутую "пальму первенства". Освобождаемый гладиатор, вместе с деревянным мечом получал пальмовую ветвь, указывающую на обретенную в победе новую жизнь. Специальный вестник о победе в войне, или о заключении мира прибывал на родину с пальмовой ветвью в руках.
Вот мы и докопались до самой сути этого древнего народно-религиозного символа - победы света над мраком, победы лета над зимой, победы жизни над смертью. Поэтому-то люди и встречали небывалого пророка и чудотворца, как победителя и освободителя, традиционно въезжающего в город на коне или осле, - именно ветвями финиковой пальмы, общеизвестный образ которой указывал на их тогдашние чаяния - освобождение Иудеи из под римской зависимости. Весь Иерусалим тогда был взбудоражен этим политическим энтузиазмом, который, однако, выветрился буквально через несколько дней, обратившись в яростную горечь электорального разочарования. От любви до ненависти один шаг, и имя ему - крушение необоснованных ожиданий.
Но символизм пальмы-победительницы проследовал в религиозной истории и дальше. По преданию, Богородица получает от архангела пальмовую ветвь, в знак её жизненной победы и скорого перехода к жизни вечной. Далее эта вевь досталась апостолу Иоанну, от чего она стала его эмблемой. В христианской иконографии, в руках Христа и многих мучеников (греч. "мартирос" - свидетель) часто изображается пальмовая ветвь, как знак их победы в деле свидетельства об Истине. Так же изображаются и ангелы с этим знаком духовной победы. Слово "паломник" (палмер) происходит от латинского "palm" - пальма, ветви которой, как одно из нескольких доказательств, приносили собой из Палестины те, кто побывал на Святой Земле. В западной христианской церкви сохранилась традиция сжигать в начале великого поста пальмовые ветви хранившиеся с прошлогодней пальмовой недели, и посыпать, или помазывать головы их пеплом, в знак покаянного сокрушения и ожидания от Бога помощи в борьбе за своё духовное освобождение.
Уразумев всё выше сказанное, нашим верующим стоит хорошенько задуматься о том, что истинная духовная победа, которую даровал нам Христос, состоит не в уничтожении каких-то опасных для нас врагов, не в возведении несокрушимых оборонительных бастионов, отделяющих церковный народ от возможных беспокойств, а именно - во внутренней освобождающей победе милосердия и жертвенности в самом человеке. Евангельская победа - это возможность, с помощью Божией, идти вместе с Ним весь Его крестного путь, даря Свет духовного освобождения всем чающим Его.
Плоды же этой подлинной христианской победы всегда таковы - ЧЕСТНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ, благодаря которым человек обретает свободу видеть и называть всё своими именами, при этом будучи всегда готовым быть жизненным донором, а не паразитом. Но есть и плоды оборотнической духовности, тоже проявляющиеся всегда одинаково - в ЛЖИВОСТИ, которая есть результат утраты мудрости (цело-мудрия), в ТРУСОСТИ, которая есть реакция на утрату личностной свободы, и в ЖЕСТОКОЙ АЛЧНОСТИ, которая есть продукт сочетания предшествующих лживости и трусости. И сейчас наш замученный народ просто задыхается и дуреет от буйного духовного зловония тех, кто жаждет и требует новых религиозных, государственных и прочих крысиных побед ценой не собственной жертвенной крови, а лишь тех, кто кажутся опасными в их лживых, напуганных и ненасытных глазах.
Стоя в храме с пальмовой (вербной) веточкой, посмотрите внимательно на иконы мучеников, пожертвовавших своими жизнями, и изображаемых потому с этим же древним знаком благой победы. Попробуйте дать себе честный ответ - для чего я пришёл сюда с этим знаменем победного приветствия? Помощь в какой борьбе я ожидаю от Бога, для Которого вообще не существует никаких врагов? О каком спасении я прошу ("осанна" - спаси, мы молим) - от кого, или от чего? Не буду ли я скоро вопить вместе со злобной толпой, требуя казни очередных "злодеев", на которых мне укажет наш Синедрион, или Ирод с подельниками. Не меня ли будет скоро спрашивать Христос в Гефсимании - "Друг, для чего ты пришёл?" (Мф 26:50) Что на самом деле хочет моё сердце - победы Любви и свободы дарить Её другим, или же злорадостной пляски на костях?