Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины, на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем.
Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.
В V веке святой благоверный царь Вахтанг Горгасали украсил храм и гробницу. В следующие века базилика расширялась — главный алтарь был посвящен святому Георгию, а гробница святой Нины оказалась в правой части, в небольшой часовне.
Гробница была украшена настолько богато и с таким благоговением, сам вид ее внушал такое почтение, что даже татаро-монголы, грабившие храмы, в том числе и в Бодби, опасались ее трогать.
В Средние века в Бодби совершалось помазание на царство кахетинских царей. В XVII веке обитель была почти полностью разрушена персидским шахом Аббасом, который за несколько лет до того присутствовал там же на коронации царя Теймураза I. Однако вскоре монастырь был восстановлен и приобрел еще большую славу не как только духовный, но и как культурный и просветительский центр. Здесь существовала богословская школа, изучались естественные и гуманитарные науки, располагалась крупнейшая в Грузии библиотека…
В XIX веке Грузия вошла в состав России. В 1823 году умер последний Бодбийский епископ Иоанн Макашвили, Бодбийская епархия и действующая в монастыре семинария были упразднены.
В конце XIX века монастырь был преобразован в женский. Одной из насельниц его стала инокиня Ювеналия, в миру — княжна Тамара Марджанишвили. Русскому читателю она известна как схиигумения Фамарь (Марджанова) — настоятельница Серафимо-Знаменского скита. Сейчас сестры обители собирают материалы для ее канонизации.
С 1902 по 1917 год настоятельницей Бодби была игумения Анастасия (Высоцкая) — до того насельница Скорбященского монастыря в Москве.
Последняя настоятельница Бодби перед его закрытием в 1924 году, игумения Нина (в миру — княжна Елена Вачнадзе), похоронена, по ее собственному завещанию, у входа в храм, во дворе. Разоренный большевиками монастырь вновь открылся только в 1991 году.
Обитель была и остается одной из крупнейшей в Грузии. Здешние монахини прекрасно образованы: они несут не только традиционные послушания в огороде и на скотном дворе, но и в иконописной мастерской и в библиотеке: сестры работают с архивами, переводят и издают богослужебную и святоотеческую литературу.
Зато другого обычного для женского монастыря послушания — выпекания просфор — здесь нет.
– У нас есть просфорня, но сейчас там никто не работает, – рассказывает благочинная монастыря монахиня Тамара. – Несколько лет назад в нашей епархии умер молодой священник. Его скорбящая матушка, желая послужить Господу, попросила нас, чтобы мы позволили ей печь просфоры и для нашей обители. Мы не смогли ей отказать…