Родительская (Троицкая, вселенская, духовская) суббота – это день особого поминовения усопших, несущий в себе духовный и очень глубокий смысл. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.
Вселенская родительская суббота совершается лишь дважды в год: в субботу перед мясопустной неделей, неделей воспоминания о Страшном Суде и в субботу после отдания Вознесения Господня и перед днем святой Пятидесятницы. В таком расположении вселенских поминовений усопших имеется глубокий литургический смысл. Ибо поминовения усопших совершается именно в дни воспоминания о Втором пришествии Христа и о предначертанном судьбами Божиими Страшном Суде, Суде Божественной правды, но и любви и человеколюбия. Божественное нелицеприятие поразительным и необъяснимым образом будет соединено с человеколюбием.
Это весьма древнее установление, которое почти что невозможно проследить исторически. Так поминовение усопших накануне мясопустной недели, как полагают, было установлено еще во времена первых христиан.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».
«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит Я, в вере успошия и надежде жизни вечныя». (Канон утрени)
То есть смысл церковно молитвы состоит в том, чтобы умолить Господа об избавлении усопших, которые неизбежно в своей жизни согрешали, но сохраняли веру и надежду на милосердие Божие, от вечного огня преисподней, огня геенны огненной. В эти дни Церковь являет особое молитвенное дерзновение к Богу об усопших, на что указывает текст канона утрени, в котором перечисляются самые разные случаи смертельных исходах из земной жизни, разные случаи внезапной смерти от стихийных бедствий, от нападения зверей, которые преимущественно совершаются по особому промыслу Божию как наказание за тяжкие преступления, совершенные человеком, так и средства спасительного очищения от грехов. «Умерший Божиим прещением, смертнх громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю возшумевшуся, вся верные Христе упокой» (Канон утрени, песнь 9-я).
И Церковь молит от освобождении от временных «огнем искушений» тех, которые этого заслужили по разным причинам. То есть Церковь Христова нас предупреждает о том, что после исхода из этой земной жизни человек продолжает свою жизнь в ином состоянии, но оно зависит от нашей земной жизни, от степени посвящения ее Богу.
Особенность Троицкой родительской субботы также состоит и в том, что в этот день Церковь молит Господа и о душах не только православных христиан, но и «о всех благочестиво от века усопших в надежде воскресения к Вечной жизни», то есть о тех, кто скончался до Христа, дабы и они имели «добрый ответ в час Суда».
Хотя Распятием и Воскресением Христовым побеждена смерть и ад, и апостол Павел торжествующе взывает: «Смерть- где твое жало, ад -где твоя победа?», но при этом ап. Петр предупреждает всех нас, что «если праведник едва спасется, то грешник где окажется». Еще до Второго Пришествия Христова и Окончательного Суда совершается по окончании нашей жизни суд частный, предварительный. «Итак, - говорит ап. Павел, - человекам положено однажды умереть а потом суд» (Евр. 9, 27). В посланиях апостола Павла мы найдем обильнейший материал, раскрывающий нравственный облик христианина, к чему призван каждый христианин. И при этом он напоминает: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»(Ефес. 5, 3-6). А в своем послании к Коринфской церкви он увещевает тех, которые считают, что плотские грехи не лишают человека наследия в Царстве Божием, и видимо продолжали жить в пороках. Именно такое мировоззрение частенько можно услышать у современных людей, погрязающих в море плотских удовольствий, блуде прелюбодеянии, содомских грехах гомосексуализма: «Или не знаете, что неправедные Царствия Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют» (1 Кр. 6, 9-10). Но что же они наследуют — ад, геенну огненную. Свт. Иоанн Златоуст, вселенский учитель и святитель Церкви, обладающий непревзойденным авторитетом раскрывает то, что за наказания ждут людей за гробом: «По отшествии из здешней жизни, мы предстанем на страшный суд, отдадим отчет во всех делах своих; и — если пребывали во грехах, то подвергнемся истязанию и казни».
Господь по любви к человеку раскрывает через своих святых и такие важные подробности о загробной жизни как прохождение мытарств, на которых демоны истязуют души умерших по разным порокам и грехам. Этих мытарств 20. Сведения о мытарствах не являются народным фольклором или средством изобретенного людьми и Церковью запугивания, а богооткровенной истиной, учением Церкви Христовой. Об истязаниях на них душ умерши говорят такие святые Церкви Христовой как св. Григорий Богослов, свт. Кирилл Александрийский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Макарий Великий.9 Посему Церковь Христова постоянно молится Господу о прощении «грехов и прегрешений наших», по этой причине Господь установил великое таинство исповеди, прощающее и разрешающее душу от бремени открытых перед духовником грехов и возрождает к новой, чистой жизни, подает благодатные силы жить богоугодно.
Прп. Амвросий Оптинский пишет: «В Евангелии сказано: Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою (Мк. 8, 36). Вот как драгоценна душа человеческа! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессметрной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленый гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению телу посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости». «Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом...Плач о потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который оплакивая бедствия отечества, взывал: Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез?»
В каноне утрени, написанном великим исповедником православной веры прп. Феодором Студитом мы слышим слова Господа обращенные к нам, верующим: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни». То есть пределы нашей земной жизни находятся в руках Творца. И жизнь наша прекращается тогда, когда на это будет Божественное праведное соизволение. Нет никакого рока, нет никакого предопределения, есть только непостижимое для человека праведное определение Божие о человеке, которое учитывает и взвешивает все, а посему оно лишено всякого присущего для людей лицеприятия. Но, тем не менее, христианин, зная и суде и об истязаниях на мытарствах должен жить внимательно и чисто, что на святоотеческом языке называется — трезвение. Это доказывают и многочисленные случаи из церковной жизни. Многие из них записаны в замечательном творении св. Григория Двоеслова, папы Римского «Собеседования о житии италийских отцов и бессмертии души». Римский епископ 5 столетия приводит много интересных фактов об участи и судьбе умерших. При этом он раскрывает причину того, почему в эти времена Господь чаще и подробнее раскрывает людям об участи умерших. Причина заключается в приближении мира к своему завершению (гл. 49). И вероятно это также связано с угасанием в людях «страха Божия», процветания вседозволенности. Он приводит примеры о спасении душ умерших и изменения их участи благодаря совершению за них Божественной литургии. Приводит примеры наказания Божия за немилосердие и жестокость (царь Тотилла был низринут в горловину вулкана). Свт. Григорий, опровергая воззрения оригенистов о конечности вечных мук, также говорит в согласии с другими Отцами Церкви, что «как не будет конца вечному блаженству добрых, так не будет конца и мучению злых. Ибо сама истина говорит: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 46). А если справедливо то, что Бог обещает, то, без сомнения, не будет ложно то, чем угрожает». (гл.44). И в различной степени люди ощущают солнечное тепло, точно также и огонь геенны не одинаково всех обжигает, и не одинакова степень мучения. (гл. 43)
Итак, в дни же вселенских панихид, памяти усопших, Церковь являет свое дерзновение пред Богом молиться преимущественно о всех православных христианах, имена которых может быть и забыты. Церковь исполняет долг любви по отношению к тем, кто себе уже помочь не может, не могут помочь даже и сродники, которые либо уже умерли, либо о них забыли, но могут помочь ее молитвы.9 В эти дни Церковь оставляет все службы минеи, переносит чествование святых этого дня на другие дни, а предлагает сосредоточить все молитвенное внимание на усопших благодаря трогательно и умилительной службе. В этих молитвах нуждаются многие наши предки, соотечественники, которые пережили годы страшной революции 1917 года и последующего безбожия. Безусловно участвовавших в грехах клятвопреступления в 1917 году, вымолить очень сложно, требуется огромный подвиг и дерзновение к Богу. Однако среди оказавшихся в водовороте революционного безумия оказывались люди мало что понимавшие, порой простые и искрении, и мы о них и молимся тоже. И мы благодарим Бога за то, что он даровал Своей Церкви такое великое дерзновение о душах усопших.