Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
14.12.20

Доклад иерея Владимира Бондаренко

24 ноября 2014 года в конференц-зале Екатеринодарской духовной семинарии прошел богословский семинар, посвященный современным проблемам в истолковании Евхаристии.  Духовенство нашего храма на семинаре присутствовало в полном составе. Семинар начался с доклада преподавателя Литургики священнослужителя нашего храма иерея Владимира Бондаренко.

Влияние Святителя Иоанна Златоуста на литургическую жизнь Церкви.

Великий учитель и святитель Иоанн Златоуст - строгий аскет,ревностный пастырь, грозный обличитель порока, пламенный оратор, смиренный христианин. Мог ли такой человек не любить храм и богослужение, мог ли он остаться в стороне от литургического творчества, мог ли он, стремившийся к совершенному житию не стремится к совершенству в главном общем деле христианской общины? Не мог. Движимый любовью к Богу и Его Церкви он и здесь реализовал данный ему от Создателя нашего дар.  

 Основным центром, решающим образом влияющим на литургические традиции других восточных церквей была  Антиохия. «Антиохийская традиция знала несколько анафор. Она восприняла так называемую Литургию святого Иакова (может быть, заимствовав ее из Иерусалима) и анафору Двенадцати Апостолов, которую святой Иоанн Златоуст ввел в столице Империи …  она и осталась образцом короткой византийской средневековой анафоры, известной как Литургия св. Иоанна Златоуста.»[1]  Вот уже 17 веков  Православная церковь совершает эту литургию. Какое еще произведение мы с вами перечитываем и переслушиваем с такой частотой?

     Конечно, в современном нам чине литургии Иоанна Златоуста есть изменения, привнесенные в него в результате продолжающегося и после святителя литургического творчества и молитвенного порыва последующих поколений христианских сердец. Изменения коснулись более всего чина проскомидии, ее состава и времени совершения. Менялись прошения на ектениях, появлялись новые ектении, появилась, составленная императором  Юстинианом 1 молитва «Единородный Сыне..» и многое другое. Собственно перу святителя приписывают четыре молитвы:

  1. Молитва приношения:
    "Господи Боже Вседержителю..." после херувимской
  2. Анафора:
    "Достойно и праведно Тя пети..."
  3. Молитва по причащению:
    "Тебе предлагаем(полагаем) живот наш весь..."на вся святыя
  4. Благодарственная по причащении:
    "Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче..."[2] 

Виктора Альбертович Алымов, в своем труде «Лекции по исторической литургике» после тщательного анализа древних чинов приходит к выводу, что святитель Иоаннн «не составляли нового евхаристического чина», а лишь отредактировал уже имевшиеся анафоры и внес в них свои евхаристические молитвы.

Также святителю Иоанну Златоусту приписываются какие-то "Тропари для всенощной", которые он сочинил впротивовес арианам, в конце IV века уже запрещённым и собиравшимся тайно по ночам.»[3] - пишет архиепископ Филарет Гумилевский, а такие литургисты как Алымов выделяя влияние святителя на богослужебную гимнографию говоря о видимо о тех же тропарях добавляют следущее: «Очень характерно, что по свидетельству Сократа, уже Златоуст стал составлять какие-то краткие христианские песни – тропари из 2-3-х строф, которые пелись вперемежку со стихами псалмов (Образуя как бы междостишия или припевы)», - говорит Виктор Альбертович, описываю зарождающийся богослужебный чин. Что это за тропари? Согласно этим двум свидетельствам мы можем предположить, сто это воскресные тропари «по непорочных» либо зараждающийся канон, а может и вовсе чин стихир нам пока не известно, поскольку все из перечисленных моментов нашего вечернего богослужения подходят под описание.

 

   Кроме литургии мы обязаны святителю Иоанну появлением крестных ходов . Так в ответ на приобретавшие « все больший размах арианские ночные богослужения Иоанн Златоуст ввел в обиход ночные процессии, обычно связанные с чествованием мощей того или иного святого. Это начинание встретило энергичную поддержку и участие со стороны императрицы.Вскоре запрет арианских шествий был санкционирован указом имп. Аркадия после того, как при столкновении двух ночных процессий завязалась драка, в которой пострадал кувикуларий (постельничий) императрицы»[4].

Неоспоримо его влияние на празднование Рождества Христова 25 декабря, а не  6 января, вместе с Богоявлением. Так в беседе «В день Рождества Господа нашего Иисуса Христа»[5]  , произнесенной 25 дек. 386 г.в Антиохии, Иоанн Златоуст разъясняет, почему Рождество празднуется теперь именно в этот деньи говорит о том, что не прошло и 10 лет с момента празднования Рождества Христова 25 декабря. В этом он был согласен с Тертуллианом, Ипполитом Римским, которые были уверены в том, что эта дата  исторически соответствует дню рождения Спасителя.     Кроме этого появлялась возможность  противопоставить празднование Рождества Христова языческому празднику Сатурналию, совершаемому в честь Сатурна в последних числах декабря и защитить православных от ереси евионитов, учивших, что Христос был простои человек до Крещения, и после получил дары Св. Духа и стал Сыном Божним.

В средствах массовой информации недавно обсуждался вопрос о  выборе имени ребенку. Поводом послужила инициатива наших законодателей. Как нам известно во времена святителя Иоанна таинство Крещения совершалось во время литургии. Сам святитель во время одного богослужения крестил до 3000 человек. И вот этот архипастырь  обращаясь к своим современникам как бы через века вразумляет родителей 21 века: « имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом», возжигая им в себе духовный светильник.

«В наречении имени, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — виден знак владычества» родителей над потомством, тем самым отвечая на вопрос свободы выбора имени родтелями. А дальше предостерегает: «жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование», что ожидает его в будущем.Что ожидает ребенка с именем БОЧ рВФ 260602[6]?

Не мог святитель молчать и о исповеди: «Приди в церковь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы исповедать грехи твои... Приди, чтобы не потерять праведности: церковь есть пристань для того и другого». «Ты согрешил? — говорит святой . — Приди в церковь, скажи Богу: "Я согрешил". Ничего другого я от тебя не требую, кроме этого одного... Скажи о грехе, чтобы разрешить грех».

Святителю Иоанну приписывают введение практики антифонного пения на всенощном бдении.

Он так же является автором нескольких молитв в чине Елеосвящения.

Не меньшее влияние на литургическую жизнь церкви святитель оказал своими беседами и словами, так в одной из них он говорит о важности посещения богослужения: «будем предпочитать пребывание здесь [в храме] всем занятиям и заботам. Столько ли, скажи мне, ты приобретешь, оставляя собрание, сколько потеряешь и для себя и для всего дома? Хотя бы ты мог найти целое сокрови ще золотое и ради него оставил это собрание, и тогда ты потеря ешь больше, и настолько больше, насколько духовные блага выше вещественных.»[7]    

Пытаясь убедить современных ему христиан в необходимости посещать храм Божий он говорит о влиянии богослужения на семейное благополучие и счастье: «Выходя отсюда, и муж для жены кажется почтеннее, и жена для мужа милее»[8]. Охлаждение ревности к посещению богослужения сильно беспокоило святителя. То ли на службу собралось мало прихожан, толи отсутствовали известные всем люди, а может, и недавно крещенные уклонились от своих обязанностей, так или иначе, но святитель произносит следующее обличение: «Подлинно, кто мог бы в молчании перенести такую беспечность их [тех, кто не пришел на службу в храм], или извинить и оправдать тех, которые, видев столько времени мать свою [Церковь] и насладившись в ней благами, удалились и не смогли вторично опять возвратиться, уподобились не голубице Ноевой, но ворону»[9].Как видим проблема посещения богослужения христианами существовала как минимум с 4века.

    И вот человек так трепетно относившийся к Храму и богослужению помогает нам правильно расставить акценты в вопросе подаяния: «Не презирай, когда видишь Христа нагим. И что пользы, если здесь{ в храме} почтишь Его шелковыми покровами, а вне храма оставишь терпеть и холод, и наготу? ...Богу нужны не золотые сосуды, но золотые души.... Говоря это, не запрещаю и в том быть щедрым, но советую также не оставлять другого или даже и предпочитать последнее... украшая дом Божий, не презирай скорбящео брата, ибо сей храм превосходнее первого. Те утвари могут похитить и неверные цари, и тираны, и разбойники, а что сделаешь для брата алчущего и странного и нагого, того похитить не может сам диавол, оно сбережется в неприступном хранилище.»[10].

«Св. Иоанн Златоуст … очень твердо подчеркивал значение "братского таинства", а именно духовной жертвы, филантропии и служения, которые христиане должны осуществлять за пределами богослужения, в общественных местах, на алтаре сердца своего ближнего. Для него существует фундаментальное единство веры, богослужения, жизни и служения, и таким образом приношение на "втором алтаре" дополняет богослужение, совершаемое на Святой Трапезе»[11]

Великий святитель не оставил без внимания ни одну сторону церковной жизни, он говорил обо всем и ко всем. Церковь обязана Святителю Иоанну и литургическими чинами и нравственными наставлениями и прежде всего примером жизни. Жизни посвященной Богу без остатка. Истинный монах, мечтавший о уединении и вместо скальной пещеры поставленный Великим Архипатырем и Господом нашим на столичную кафедру, он трудился как купленный раб, киркой своих уст вырывающий души из бездны погибели для Царства Небесного.



[2] проф. Н.Д.Успенский в статье "Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной Литургии" (Сб-к "Богословские труды", N2, 1961 г., с.76).

[3] арх. Филарет Гумилевский "Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви" Св. Серг. Лавра, 1995 г., стр. 150

[4] http://www.pravenc.ru/text/540881.html#part_5

[5] Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 392-404

[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%9E%D0%A7_%D1%80%D0%92%D0%A4_260602

[7] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архи епископа Kонстантинопольско го, в русском переводе. С. Пб.

Издание Спб. Духовной Акаде мии, 1898 г. Т. 1, кн. 1.

[8] "Творения святого отца на шего Иоанна Златоуста, Архи епископа Kонстантинопольско го, в русском переводе. С. Пб.

Издание Спб. Духовной Акаде мии, 1898 г. Т. 1, кн. 1.

 

[9] Творения святого отца на шего Иоанна Златоуста, Архи епископа Kонстантинопольско го, в русском переводе. С. Пб.

Издание Спб. Духовной Акаде мии, 1898 г. Т. 2, кн. 1.

[10] Избранные беседы о повсед невных вопросах христианской жизни. М.: Отчий дом, 1999 г

[11] http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Bria_ru.htm