Во многих житиях святых, да и в Священном Писании, наконец, приведено немало историй противостояния святых и праведников тем, кто служит злым силам: жрецам, волхвам, колдунам. И всегда – да иначе и быть не может – зло разоблачает себя, обнаруживает свою несостоятельность, и во многих случаях это «разочарование» во зле приводит к Богу. Вспомним хотя бы историю обращения к вере святого Киприана. Его, известного антиохийского волхва и жреца, знатный юноша Аглаид просил приворожить святую Иустину. Три раза Киприан посылал нечистых духов соблазнить девицу. Но Иустина побеждала их верностью Христу. Желая отомстить за свой позор, Киприан наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город. Но по молитве святой бесовское наваждение прекратилось. В конце концов Киприан убедился в силе истинного Бога, отрекся от служения бесам, крестился и даже сподобился со временем епископского сана.
Эта история, одна из многих, показывает, что всякие надежды на помощь «сторонней силы», приобретение «исключительных возможностей» или же просто временных выгод являются не более чем заманчивой уловкой, обманом, конечная цель которого – овладение душой человека, обречение его на вечные муки.
Впрочем, вопрос этот не всегда самоочевиден, и порой действительно может казаться, что временная сделка со злом – вполне допустима, что есть ситуации, которые оправдывают грех, где без него обойтись невозможно.
Для разрешения этого вопроса важно осознать две правды о грехе. Во-первых, у него нет границы безопасности. То есть даже самое маленькое зло, самая незначительная «услуга» темных сил таит в себе необратимую погибель души человека. Зло ненасытно. Однажды открыв для него дверь в свою жизнь, мы рискуем оказаться у него в вечном рабстве, порой не столь очевидном, но тем более опасном.
Во-вторых, какой бы правдоподобной ни казалась «истина» о силе зла в нашем мире, оно все равно в конечном итоге бессильно перед Божественной правдой. Все приобретения с помощью греха ведут к банкротству души и к неизбежному краху жизненных планов, построенных на них.
Для иллюстрации этих истин приведем две истории из жизни алтайского миссионера протоиерея М. Чевалкова.
Однажды, когда миссионер сидел у окошка, он увидел, что по берегу реки прямо к нему бежит какая-то калмычка. Только она подошла к дому, как сразу устремилась к отцу протоиерею. На вопрос священника, что ей нужно, женщина взволновано сказала:
– Откройте мне дверь в церковь, я там переночую.
Работники, которые были тут же, засмеявшись, сказали:
– Да разве в церкви твоя спальня?
Священник также поинтересовался, почему она вздумала ночевать в церкви. Женщина ответила:
– Там богов много.
Миссионер разъяснил, что истинный Бог – только один.
Женщина продолжала:
– Я прежде видела, что их в церкви много.
Тогда священник объяснил ей, что на иконах в церкви изображается не только Господь, но и святые угодники, и показал иконы, которые были в доме.
– Вижу, – сказала женщина, – что и здесь есть Бог, в таком случае я переночую здесь.
Священник поинтересовался, где живет калмычка.
– Недалеко отсюда. Я ведь, убегая от бесов, сюда пришла.
– А разве здесь тебя бесы не найдут?
– Нет, потому что я их обманом заперла у себя в аиле.
– Как заперла?
– Когда выходила из аила, я им сказала: «Иду в гости в Когортук и скоро возвращусь домой». А на уме-то у меня было: спрячусь от них до утра в церкви, а там окрещусь. Поневоле побежишь: сколько лет я уже хвораю, скотин тридцать прокамлала1, а пользы все нет никакой; напротив, чем более камлаю, тем хуже становится мне, да и бесы делаются все нахальнее; все им мало от меня, не могут насытиться моим скотом. Меня им съесть охота. Потому я и пришла креститься.
Далее выяснилось, что у женщины есть муж и дети, которые также желали принять крещение. И действительно, вскоре миссионер всех их окрестил. При этом он отмечал, что с калмычкой произошли замечательные изменения: до крещения глаза у нее были страшные, разговор грубый, а после крещения и взгляд, и разговор сделались приятными. Муж после крещения попросил разрешения построить новый аил недалеко от храма, что ему и было позволено. А старый дом они сожгли.
Другой случай, о котором вспоминал отец М. Чевалков, случился с камом (то есть волхвом) по имени Чок. Однажды он пришел к миссионеру и сказал, что желает креститься. Священник поинтересовался, как он, будучи важным камом, надумал креститься. Тот поведал ему, что у него есть дочь Прасковья, которая вышла замуж за новокрещеного туземца Алексея. Она три года болела и местный священник, отец Варсонофий, не мог ничем ей помочь. Тогда отец сказал дочери, что если ей не помог священник, то пусть она обратиться к нему, он призовет своих главных богов, и те ей быстро помогут. Но Прасковья наотрез отказалась от обращения к бесам.
Впрочем, Чок, видя страдания дочери, все же решился камлать о ней. Он со всей силой душевного стремления взывал к своим «богам» и обещал отдать им все что угодно, даже свою душу, если они помогут Прасковье. Бесы послушались: отправились в Когортук, где жила дочь, но, не дойдя до Иикпаша, соседнего селения, возвратились назад. Чок опять начал камлать с еще большим усердием. И вот в ответ на свои просьбы он услышал голос от своих «богов»: «Мы не можем подступить к Когортуку: там от земли до неба огненный столп стоит и не допускает нас; два раза пробовали подходить и не могли». Тогда Чок понял, что бесы боятся церкви, поэтому и не смогли приблизиться. Видя ничтожество диавола перед силой креста и обман бесов, Чок плюнул на них и решил обратиться к вере в Истинного Бога. В крещении он был назван Петром. А через год после него крестились и его сыновья и многие родственники…
Диавол – «человекоубийца от начала» и, «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Гордость и недоверие Богу приводят к поиску сторонних сил и путей. Порой кажется, что грех – единственный выход из ситуации, что правильного пути нет. Но опыт Церкви ясно свидетельствует, что это обман, и он завораживает, пленяет, а значит, цена его может быть слишком высокой.