Предсказания о последних временах смущали не только сектантов, но и православных. Хотя не в человеческой власти знать «времена и сроки», в России скорое наступление конца света ожидали и в 1000 году, и в 1492, и в 1666 и еще много раз вплоть до наших дней
В.М. Васнецов. Всадники Апокалипсиса
1000 год
Первый раз известия о конце света пришли на Русь аж в 1000 году. Апокалиптические «новости» доносились из Европы, давным-давно принявшей христианство. Но первый блин вышел, так сказать, комом – Русь только-только становилась православной, и летоисчисление велось еще не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. Поэтому то, что для европейцев было пугающим тысячным годом, имеющим привкус «тысячелетнего Царствия Божьего», после которого, согласно Апокалипсису Иоанна Богослова, и должен был начаться конец света, на Руси было всего лишь 6508 годом от Сотворения мира. Дата, как видим, ничем особо не примечательная. Да и христианство на Руси еще толком не прижилось, не распространилось. Поэтому общеевропейский конец мира мы пропустили.
1037 год
Но долго ждать не пришлось – всего через три с лишним десятка лет, в 1037 году, был объявлен новый конец света. Высчитывался он следующим образом: отмерялась тысяча лет не со дня Рождества, а со дня Распятия Христова в 33 году, и прибавлялось еще 3,5 года, отводимое на правление Антихриста (непонятно, кстати, почему эти антихристовы годы не были предусмотрены в прошлый раз). В этот раз Русь вместе с Европой ждала Апокалипсиса уже напряженнее, но все еще без лишнего фанатизма. Пронесло и на сей раз, 1037 год прошел, а ни Антихриста, ни Конца Света не случилось.
1492 год
Зато воображение русского народа вовсю разыгралось спустя четыреста лет – в 1492 году. И дело было вовсе не в том, что Колумб в это время открыл Америку. Нет, просто 1492 год, если считать от Сотворения мира – 7000. Семь тысяч лет приравняли к семи дням творения, после которых Господь «опочил от всех дел Своих». Про восьмой день в книге Бытия, как известно, ничего не сказано – следовательно, его и нет! И не будет…
Вера в то, что семью тысячами лет все и закончится, была настолько сильна в народе и в Церкви, что Пасхалии на следующий год не рассчитывались – а зачем? – а крестьяне не пахали и не сеяли, поля стояли пустыми, народ постился, молился и усиленно готовился к Апокалипсису.
Великий Князь Иоанн Васильевич III был уверен, что Господь Иисус Христос во время Своего славного Второго Пришествия придет именно на Русь. Была легенда, что Он въедет через ворота Спасской башни, выстроенной в 1491 году (6999 год от Сотворения мира).
В это время возникла на Руси и ересь жидовствующих, призывавшая Церковь вернуться к корням «чистого» иудаизма. Хотя, судя по тому, что жидовствующие несли с собой любовь к астрологии и прочим «эзотерическим» знаниям , логично предположить, что подлинным их источником был не ветхозаветный иудаизм, а каббала или богомильские секты с иудейским уклоном.
Жидовствующие критиковали власти Православной Церкви, но за этим усматривалось, скорее, европейское влияние, нежели какое-либо иное. В Европе-то как раз 1492 год в качестве Конца Света не рассматривался, а почему бы не воспользоваться эсхатологическими настроениями на Руси?
На это время приходится и спор прп. Нила Сорского с прп. Иосифом Волоцким. Весы колебались между отказом Церкви и монастырей от светских владений ради полного обеднения и спасения через отрицание всех земных благ – и сохранением монастырских уделов при обителях.
А тем временем конец света снова не настал! Наступил 1493 год, 7001 от Сотворения мира, жизнь продолжалась без изменений… точнее, продолжалась бы, если бы русский народ не устроил себе Апокалипсис собственными руками. Ведь прошлым годом не пахали и не сеяли! Наступил голод на Руси, и для многих в самом деле пришел Суд Господень.
Еще трижды в том столетии ждали конца света: в 7007, 7070 и 7077 годах – но уже не с той же уверенностью и экзальтацией.
1666 год
Наверное, больше всего горя и смуты на Русь принес 1666 год – самый страшный по апокалиптическим ожиданиями. Шутка ли! Страшные три шестерки так и намекали, что «зверь, выходящий из бездны» близок. Незадолго до этой даты появились новые движения, предвещавшие близкий конец света – например, заволжские «лесные старцы», отличавшиеся крайним аскетизмом, запредельно строгим постом и полным отказом от всего мирского. Пост в их исполнении нередко приводил к смерти постящихся… И везде, всюду раздавались речи о «порче» церковной иерархии.
В этом зловещем году происходит разрыв в симфонии Церкви и государства. Патриарх Никон мечтает о превосходстве Церкви над светской властью. Он проводит известную обрядовую реформу, унифицируя православие под новогреческий обряд (похожий на то, что было в то время у Польши, Малороссии, Белоруссии и у южных славян). Унификация, с точки зрения Никона, должна была в конечном итоге вознести престол Русской Церкви над прочими православными Церквями, и Москва должна была стать неким подобием Ватикана.
Но не духовными путями, не так, как мечтал, скажем, прп. Иосиф Волоцкий, говоривший, что во времена всеобщий апостасии верные Христу люди сами придут на Русь и под власть Руси. Нет – все должно было свершиться административными методами, будто бы патриарх Никон не верил в идею Москвы, как Третьего Рима.
Реформы Никона сеяли смуту в и без того смущенных умах. В 1666 году на Руси. Люди ждали, что Царь-Колокол возвестит Конец Света, и готовились к нему, как могли: строжайшим постом, вплоть до полного отказа от пищи и голодной смерти. Среди тех, кто не принял реформы Никона, распространялись страшные мечтания: сохранить свою душу можно путем «огненной смерти», сожжения себя живьем. И горели люди, горели целыми избами, веря, что таким образом спасаются для жизни вечной. Те, кто не готов был гореть, уходили в леса и там ждали конца света, лежа в гробах. О таких свидетельствует народный духовный стих тех времен:
«Уйду в лес еловый,
Лягу в гроб сосновый,
Буду там лежать,
Конца света поджидать.
Ангелы вострубят
И меня разбудят».
Но ангельских труб в ту годину вновь не дождались. Впрочем, удар Церкви был все же нанесен, но не дьявольскими, а человеческими руками. Патриарх Никон со своими мечтами о «православном папстве» был низложен, и Собор 1666-1667 годов поставил почитание царя выше духовной власти. Чем это аукнулось – известно нам из истории Петра I, его издевательств над Церковью, «Всепьянейшего собора» и прочих кощунств… Старообрядцы считали Петра антихристом.
1812 год
После такого тяжелого «конца света своими руками» требовалось немного перевести дух прежде чем назначать новый. Но прошло несколько сотен лет, наступил XIXвек. И на горизонте замаячил новый Антихрист – французский император Наполеон Бонапарт. Вылезший из грязных кровавых пеленок Французской революции, дравший на части Европу Наполеон быстро завоевал почетное звание «врага рода человеческого». А уж когда он напал на Россию, то его практически единодушно признали Антихристом.
Наполеона проклинали во всех церквях. Вновь всплыли злосчастные три шестерки – петербуржский свет, пользуясь модными в то время масонскими методами, высчитал, что значение букв в словосочетании «l’EmpereurNapoleon» составляет 666, число апокалиптического зверя.
Немудрено, что победа над Наполеоном приравнивалась к победе над антихристом и воскресила в русских сердцах веру в то, что именно Россия стала защитницей всего мира от дьявольского правления. Вера в это была настолько сильна, что в 1814 году, когда составлялся Рождественский молебен о «победе над галлами» святитель Филарет Московский предложил в качестве паремийного чтения на молебне использовать текст Апокалипсиса :
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".
Но Синод не разделил мнение святителя и все-таки не захотел толковать Апокалипсис сообразно сиюминутной политической ситуации.
1991 год
В этот год в один день праздновались Воскресение Христово и Благовещения. Такое совпадение бывает чрезвычайно редко, и называется «Кириопасха». В переводе с греческого это означает «Пасха Господственная».Предыдущий раз Кириопасха приходилась на 1912 год, а в следующий раз будет только 2075 году. В тогда СССР на всех парах к распаду несся, люди боялись голода, войнами и военными слухами новостной эфир полнился исправно: в Персидском заливе только что прошла операция «Буря в пустыне», и Америка победила «царя вавилонского», в Югославии уже шли «события», да и сам «Союз нерушимый» раздирали межнациональные конфликты. После тысячелетия Крещения Руси церкви только-только стали открываться, но среди верующего народа нет-нет, да и возникали слухи, что открываются, но «на малое время».
11 января были переданы Церкви обретенные осенью 1990 года в запасниках Музея религии и атеизма мощи прп. Серафима Саровского, с именем которого связывается много пророчеств о грядущих судьбах России и мира.
Так что разговоров о том, что время близко, было много. Это сейчас комментарий священника на ТВ событие рядовое, а в те времена он был еще в диковинку. И вот по советскому центральному телевидению накануне Кириопасхи выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский. Он объяснял, что бояться нечего, и такие совпадения бывают, и не всегда предвещают крупные события.
Конца света в 1991 году не наступил, но 1 августа мощи прп. Серафима были поставлены в Дивеево после крестного хода через всю Россию, 19 августа, на Преображение, был путч, а в декабре распался Советский Союз.
1999 год
Очередной громкий «конец света», ожидаемый в России, помнит, наверное, каждый из нас. Его предрекали на 1999 год – мол, если не случилось в 1666 году, то наверняка случится сейчас: коварные три шестерки просто-напросто перевернулись и представились девятками. 1999 год прошел (по меркам 90-ых годов) более-менее мирно, если не считать внезапного ухода в отставку президента России Бориса Ельцина за несколько часов до нового 2000 года и даже компьютерные коды не повредились, несмотря на широко обсуждавшуюся в те времена «проблему миллениума».
В 2000 году от Рождества Христова, кстати, конца света ждали так же, практически не переводя дыхания, но это ожидание не было основано ни на чем серьезном, кроме как на обывательской «мистике» круглых дат.
Читайте также:
Конец света по календарю майя: маркетинг апокалипсисаОткровение Дюрера: концентрация и драматизацияЧисло зверя -- что же написано в Апокалипсисе?
Дария СИВАШЕНКОВА