12 января 2021 года на 86-м году жизни скончался Высокопреосвященный митрополит Филарет (Вахромеев), Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси.
15 января в Успенском Жировичском монастыре прошла соборная архиерейская Божественная литургия, по окончании которой тело почившего митрополита Филарета было погребено за Крестовоздвиженским храмом Успенского Жировичского монастыря.
Вечная память новопреставленному митрополиту Филарету! Душа его во благих водворится, и память его в род и род!
«Многие называли его просто «отец». Протоиерей Александр Железный
Наверное, в первый раз я увидел Владыку на вступительном экзамене в семинарии. Он сидел в комиссии, когда мы сдавали чтение на церковнославянском. Владыка старался присутствовать на всех важных событиях в жизни семинарии – на экзаменах, педсоветах. Сам подбирал кадры и духовную школу опекал как отец. Многие даже называли его не Владыка Филарет, а просто «отец», «авва».
Я соприкасался с ним, как и многие священники, когда был учеником. Владыка вел у меня Священное Писание и Новый завет. Студенты любили его, потому что рассказывал он чрезвычайно интересно. Слушаешь его и как будто идешь с ним по страницам книг. Поражала и его глубина мысли, и красноречие, и сам редкий говор. В нем было видно дворянское происхождение. Он всегда уважал человека, всегда был внимателен к любому. Даже когда Владыке митрополиту что-то не нравилось, он старался ответить вежливо и дипломатично.
К примеру, когда его приглашали на приемы, где были и светские люди, иногда кто-нибудь начинал рассказывать анекдот, концовка которого обещала быть неприличной. Уже батюшки переглядываются, переводят взгляд с рассказчика на Филарета, зная, чем это закончится, а Владыка в нужное время остановит рассказчика и скажет: «Ну, мы поняли, что анатомию Вы знаете хорошо». То есть и корректно остановит человека, не обидев, и не даст, чтобы скабрезное было произнесено.
После окончания семинарии и академии у меня была зарубежная командировка в Грецию, в Афинский университет. И во все эти подготовительные периоды Владыка меня окормлял и направлял. Он хлопотал за нас, писал ходатайственные письма. Перед отъездом напутствовал: «Главное – не теряйте голову и кошелек».
Владыку Филарета очень уважали и любили не только в РПЦ, но и заграницей. Многие знали его по отделу Внешних церковных связей, который он возглавлял в свое время. Владыка рассказывал, что, будучи в Америке, он хотел посетить один магазин тканей, чтобы выбрать ткань для облачения. А хозяин этого магазин, еврей, узнал, что за гость к нему придет, пригласил Владыку и подарил все, что тот выбрал. Митрополит Филарет и своим внешним видом, и словами внушал уважение, и люди были готовы помочь ему во всем ради той любви, которую он к людям проявлял.
Мы встречались с Владыкой в Греции, он приезжал на торжества, посвященные юбилею празднования Дионисия Закинфского. Помню, ехали из Афин в сторону Закинфа. Нас вез на своей машине архимандрит. По дороге проголодались. Казалось бы, митрополит Филарет – величина, ему подобает соответствующий прием. А тут мы неожиданно останавливаемся возле Макдональдса, и архимандрит спрашивает: «Поесть желаете?» Ну да, было бы неплохо, отвечаем. Заходим, там маленькие круглые столики. Вокруг этого маленького столика мы и сели втроем. Владыка ни слова не сказал! Как будто так и надо.
Приплыли мы на остров, где были торжества. Я при Владыке был переводчиком. У нас было послание от патриарха Алексия по случаю праздника. Владыка дает мне его, а там «кафарэусой» написано – это научный, витиеватый язык 30-40-хх годов. Простые греки так не разговаривают, но все официальные письма высокие лица пишут именно так. Я прочитал Владыке, спрашиваю: «И мы будем все это говорить?» Владыка тут же решил: «Ну нет. Скажем своими словами пару фраз, а это передадим». Я мысленно перекрестился: слава Богу, не надо будет такие трактаты зачитывать перед камерами.
Мы служили тогда в алтаре с архиереями, а я, как самый молодой, стал по иерархии в конце. Но греческие священники неожиданно стали пропускать меня по очереди вперед, я оказался рядом с Владыкой. То ли они увидели мой белый крест, который в Греции означает награду (простые священники у них ходят без крестов), то ли это было знаком гостеприимства и уважения к Владыке Филарету.
Когда я вернулся из Афин и начал преподавать в семинарии и академии, Владыка стал моим коллегой. Я всегда вспоминаю его отеческое попечение о школах. Он хотел поднять семинарию на высокий уровень, приглашал преподавателей из Петербурга, Москвы, из-за границы. Не знаю, было ли этим преподавателям выгодно в материальном плане ездить в Жировичи, но они не могли отказать Филарету и радовались встрече с ним. Он хотел, чтобы преподаватели владели литературой на разных языках. Сам Владыка прекрасно говорил по-немецки и уважал людей, которые говорят на иностранных языках.
Благодаря его инициативе студенты продолжали учебу в Риме, Женеве, Афинах, Германии, Франции, Америке. Сам он, хоть и был занят в Минске, всегда приезжал в «свой» день, в понедельник, в семинарию. Мы все время жалуемся, что нет времени, а он находил его для многих вещей.
Библиотека при семинарии постоянно расширялась. В какой бы стране Владыка ни был, он помнил о духовных школах и отовсюду привозил и выписывал книги, постоянно передавал в школы литературу из личной библиотеки. Духовные школы были его сердцем, его любовью. Он и погребен в Жировичах, потому что это было, наверное, одно из любимых для него мест.
В нем любовь к Богу и людям проявлялась без слов. Люди чувствовали это на расстоянии. Это был Дипломат, Богослов, Учитель и Отец. Любого батюшку из Беларуси спроси – других качеств никто не назовет. Если имел возможность помочь – всегда помогал, в том числе и деньгами. Придет к нему человек на прием: «Благословите, Владыка, будем колокольню устраивать». Достанет откуда-то деньги: «Вот вам на колокола».
А еще Владыка Филарет был революционером в СССР в плане духовного возрождения. Когда он только приехал в Беларусь, запрещены были и звон колоколов, и рясы. А при нем вернулись колокола и крестные ходы, возродилось столько епархий…. За что он ни возьмется – всё созидает. Потому что в нем была любовь, а созидает как раз она. Он сам всегда был на высоте и всех тянул наверх.
«Это человек великий без всяких сомнений». Протоиерей Александр Хомбак
Мы поступали в семинарию в 1991 году еще совсем малоцерковными ребятами. Заходили в большой класс по одному или по двое, читали на старославянском, отвечали на вопросы. В аудитории за столом сидело пятнадцать взрослых бородатых дядек, я тогда даже не знал, кто это такие. Когда я зашел и увидел такое количество влиятельных и очень серьезных людей, то немного растерялся. И вдруг один из самых внешне авторитетных ободрил меня, сказал какую-то шутку. Я увидел эти большие глаза, улыбку в них, услышал замечательный голос, который говорил очень мягко, но проникал во все уголки этой комнаты, и мне стало очень спокойно. Я начал выдавать все, что знал. Это было мое первое общение с Владыкой.
Еще до экзаменов мы с ребятами разговаривали о преподавателях: кто из них строгий, кто отстраненный. Все говорили, что есть в комиссии один владыка, которого называют милостивым. И когда я зашел на экзамен и услышал его голос, это слово «милостивый» очень четко сопряглось с обликом Владыки.
Любой человек требует тепла, внимания, принятия. Я как священник постоянно общаюсь с большим количеством людей, и часто приходится, особенно когда устаю, себя удерживать, чтобы не сказать грубого слова или повести себя не так, как положено священнику. И у меня всегда в памяти Владыка Митрополит. Я помню замечательную историю, которая стала для меня определяющей в том, как можно быть милостивым несмотря на недостойное поведение других людей. К Владыке Филарету пришел священник с очень виноватым видом. Ему должны были сделать строгий выговор и серьезно наказать. Он попросил меня оповестить Владыку, что приехал. Владыка вышел строгий, нахмуренный, с высоко поднятой головой. Подошел к провинившемуся, показал кулак: «Сейчас как дам тебе за то, что ты натворил!» А сам правой рукой показывает кулак, а левой ему под ребра сунет конверт с деньгами. Священник понял, что гроза миновала, упал на колени… Когда этот человек ушел, я думал о нем: более памятного наказания в его жизни, наверное, не будет.
В моей жизни было два человека, которые запомнились своим отношением к священству. Это Владыка Филарет и отец Геннадий Яблонский, настоятель кафедрального собора. В них было трепетное отношение к сану, любовь к человеку, который носит этот сан - независимо от того, насколько этот человек образован, умен и как он себя ведет. Священники чувствовали это и старались быть лучше при появлении митрополита.
Когда я, уже будучи священником, встречался с ним на разных мероприятиях, он всегда, проходя мимо, посмотрит своими большими глазами, улыбнется, спросит, как дела, назовет мою Машу по имени. Было такое ощущение, что я для него как священник, как человек, значим. И так он относился не только к священникам, но и ко всем людям.
А в семинарии какие бы серьезные экзамены нас ни ждали, мы знали: если там будет Филарет, все будет хорошо. Когда мы сдавали кандидатский минимум, экзамен затянулся до вечера. Владыка болел диабетом, ему нужно было есть, делать уколы. Но чтобы нас поддержать и не бросать, он выходил только на короткое время, чтобы сделать укол и возвращался назад. Я помню, как ему было тяжело сидеть и разговаривать, но ни слова не сказал о том, что ему некомфортно или тяжело. Это внимание и чуткость к нам были даже в мелочах.Один раз за все эти годы он сделал мне выговор. Когда я учился в академии, там не было заочного отделения. Все священники, где бы они ни служили, должны были приезжать на уроки. Владыка не жалел денег на то, чтобы приглашать именитых педагогов. Я всегда вспоминаю эти встречи с большой благодарностью. К примеру, мы слушали лекции о.Иоанна Мейендорфа за неделю-полторы до его смерти. Он как раз был в гостях у нас в Жировичах. Это потрясающе.
Так вот, когда Владыка приглашал таких людей, он строго следил за тем, чтобы эти лекции посещали. Я тогда уже совмещал службу в соборе и учебу. Однажды Владыка приехал в академию, а меня нет. Вызвал меня к себе и спросил: «Почему ты не был на лекции?» «Владыка, я же служу». Он постучал пальцем по столу: «Служба службой, а учеба учебой. Я хочу видеть тебя здесь». Этого было достаточно, чтобы я почувствовал себя неловко. И уж тогда я перестал пропускать.
Мне очень нравилось слушать проповеди митрополита. Все было предельно просто, понятно, как будто ничего нового. Но из-за того, как он говорил, эти слова приобретали совершенно другую глубину и другое значение. Я пытался тоже так говорить – просто, но со смыслом и глубиной, но у меня так никогда не получалось.
Из его проповедей я запомнил одну, связанную с темой власти. Владыка разбирал эпизод, где Господь умывает ноги своим ученикам и спросил: «Что значит власть для христианина? Это жертвенное служение. Христианин, который идет на такую должность, должен понимать, что нужно душу свою отдавать за подчиненных. Власть - это не способ обогатиться или наступать на чужие жизни».
Мне кажется, в священнике должна быть религиозная обреченность – идти туда, куда скажет Господь, не сомневаясь и не оглядываясь. Это было во Владыке. Я видел его в разных жизненных обстоятельствах, и никогда не было страха в его внешнем виде, в его глазах, не было растерянности. В нем всегда была собранность, упование на промысел Божий, желание идти до конца несмотря ни на что.
Я очень благодарен Богу за то, что имея в запасе год между семинарией и академией, я какое-то время помогал Владыке и успел узнать его поближе, за то, что спустя годы, он вместе с Владыкой Артемием освящал мой храм, за то, что возводил меня в сан протоиерея. Находясь рядом с ним, я ловил его отношение к жизни, его слова. Это человек, на которого хотелось бы быть похожим. Это человек великий без всяких сомнений. Это ощущалось с самых первых дней, когда я его увидел и до самых последних наших встреч.