12 июля в урочище Поднависла Горячеключевского района трудами братьев Вагана и Армена Арутюнян был установлен и освящен поклонный Крест Хачкар в память 100-летия геноцида Армянского народа в Османской империи. На торжественное освящение Хачкара собралось несколько сотен человек. Молитвенный чин возглавил глава епархии Юга России Армянской Апостольской церкви Епископ Мовсес Мовсесян.
По приглашению Вагана Арсеновича, застройщика коттеджного поселка «Виктория» и строителя храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», церемонию освящения посетил настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Федотов), диакон Михаил Степанков а также мужской хор нашего храма, который исполнил несколько концертных произведений во время торжественной трапезы завершившей чин освящения.
***
Урочище Поднависла – место известное не только у нас на Кубани, но и по всей России. Эта известность напрямую связана с именем Аршалуйс Кеворковны Ханжиян, славной, мужественной и скромной жительницы Кубани, которая является Почетным гражданином Горячего Ключа.
Армянская семья Ханжиян поселилась в Поднависле в поисках спасения от турецкой резни. Кеворк Ханжиян построил здесь дом, завел домашнюю живность, занялся земледелием, охотился, рыбачил, а его жена была большим специалистом по лекарственным травам. Двенадцать душ детей растили и воспитывали трудолюбивые крестьяне. Жили дружно, никому не докучали, дни жизни летели в трудах и хлопотах, подрастали дети. Дочка Аршалуйс отличалась от всех серьезностью, какой-то не детской проницательностью и сметливостью. За какую работу бы ни бралась девчушка – все у нее получалось, да так ловко и споро дело ладилось, что отец часто повторял: «Будет счастлив тот мужчина, который возьмет Аршалуйс в жены». Но человек предполагает, а бог располагает. Как всегда с рассветом поднялись Ханжияны 22 июня 1941 года. Кругом красота небесная: горы, лес, река, поляны – все радовало глаз, все дарило счастье и душевное спокойствие. Вскоре к ним прискакал гонец из сельского совета с недобрым известием: «Война с Германией». В 1942 году ближе к осени война загремела окрест Поднавислы. Да так ожесточенно грохнула, что не успевали раненых солдат принимать в полевой госпиталь, который расположился в котловане урочища. Аршалуйс сразу же принялась за дело. Медикаментов не хватало. Тогда мама Аршалуйс пускала в ход свое искусство лекаря-травника, она стала готовить и применять самодельные мази, настойки, сухие смеси, свежие травы и растения. Все в госпитале называли ее главным врачом – консультантом по лекарствам. Аршалуйс, или как ее любили называть бойцы – Шура, тоже была рядом. Еще тогда девушка самой себе дала клятву: помнить все!
Аршалуйс всю жизнь помнила каждого, кого не удалось вытащить с того света, кому она закрыла глаза, просила у них прощения, горевала, что не смогла их спасти, защитить от смерти. Сестрой Шурой была она для бойцов, а они для нее братьями. «Родненькие, держитесь.…Только держитесь, не сдавайтесь, – будете жить»,– шептала она, склонившись над раненными.
… Их имена сегодня сияют на обелиске. В 1983 году советским воинам в Поднависле был установлен мемориал. Аршалуйс все так же продолжала жить в отдаленном местечке: там не было света, она отапливала жилье дровами, в магазины ходила в близлежащие станицы и села. Но все эти невзгоды Ханжиян не считала за трудности и не позволяла перенести захоронения павших солдат в другое место, сровнять с землей их могилы. А еще продолжала помогать людям – тайны трав и растений, которые Аршалуйс изучила досконально и могла применять на практике, – излечивали обратившихся к ней от недугов и болезней.