Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
15.04.07

Окончена роспись алтарной апсиды

Великим Постом 2015 года завершилась роспись Алтарной апсиды нашего храма. Вся композиция была поделена на три основных части образ Божией Матери «Ширшая Небес», 13 русских святителей (поясные изображения) и 6 общецерковных святителей (изображенных в рост).

Последняя часть композиции включает в себя следующих святых мужей (слева на право):  Григорий Двоеслов; Григорий Богослов; Иоанн Златоуст; Василий Великий; Афанасий Александрийский и Кирилл Александрийский. Кратко о каждом из них скажем чуть ниже.

святитель Григорий Двоеслов (~540–604) День памяти: 12(25) марта

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий».

святитель Григорий Богослов (329–389) Дни памяти: 25 января (7 февраля) , 30 января (12 февраля) (Собор трех святителей)

 Родился около 329 года в Арианзе, близ Назианза, в семье епископа Назианза Григория (чтоб различать их обычно помечают «Григорий Назианзин старший» и «Григорий Назианзин младший»). Получив начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской, посетил Александрию, а в 350 году начал обучение в Афинской Академии. Там он сдружился с Василием Великим (познакомились они, вероятно, еще в Каппадокии). Интересно, что там же в это время учился и будущий император Юлиан Отступник.

После окончания обучения Григорий преподает в Афинах риторику, вернувшись домой только в 358 году. Тогда же он и принял Крещение (в ту эпоху было распространенной практикой позднее Крещение), хотя после шторма на обратном пути стал убежденным сторонником принятия Таинства как можно в более раннем возрасте.

После этого он удалился вместе с Василием в уединении в его имение, где продолжал изучение богословия вместе с аскетической практикой. В 361 году он вернулся в Назианз, где был рукоположен отцом в пресвитеры, хотя скоро вновь отправился в уединение, тяготясь жизнью в миру.

Однако в конце 363 года он возвращается к отцу и помогает ему в управлении епархией. В 372 году, по настоянию Василия Великого он становится епископом Сасим, но приехав туда и увидев, что городок представлял собой, удалился в уединение. Однако просьба престарелого отца заставили его вернутся опять в Назианз и помогать в управлении общиной до самой его смерти в 374 году. После этого, он еще некоторое время управлял епархией по просьбам жителей города. 379 год принес святителю весть о смерти Василия и приглашение от нового императора Феодосия занять кафедру Константинополя, находившегося в тот момент при подавляющем контроле ариан. Однако пламенные речи святителя привели к тому, что уже через год почти все общины города вернулись к Никейской вере.

Участвовал Григорий и на Втором Вселенском Соборе, где вновь поднялся вопрос о правомочности оставления Сасим и занятия кафедры столицы. Не желая стать причиной раздора, святитель добровольно покинул Константинополь и вновь удалился в уединение на свое имение. Скончался он 25 января 389 года в Назианзе.

Св. Григорий был похоронен в г. Назианзе. В первой половине V в. в честь него в Константинополе был построен храм и перенесены его мощи. В 950 г.мощи святого Григория были разделены: одна часть их положена была в храме Апостолов, другая – в храме св. Анастасии. Есть его мощи ныне и в Риме всоборе Св. Петра. Григорий Богослов был талантливым писателем и поэтом. До нынешних дней сохранилось 45 речей, в том числе «Пять слов о богословии», в которыхсвятитель защищал решения Никейс-кого собора от ариан. Кроме того, известны его 243 письма и 507 поэм, в том числе автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе», «О страданиях моей души», а также гимны, вошедшие в обиход православного пения.

Сочинения его состоят из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей.

святитель Иоанн Златоуст (347–407) Дни памяти: 27 января (9 февраля) , 30 января (13 февраля) (Собор трех святителей), 14(27) сентября , 13(26) ноября

Родился около 347 года в Антиохии в семье офицера по имени Секунд, довольно рано умершего. Воспитан был матерью Анфусой, которая смога дать сыну хорошее образование. Святитель Мелетий Антиохийский крестил его в 367 году и поставил через три года его во чтеца. После смерти матери он принимает монашество.

Спустя некоторое время после этого, его с другом Василием решили поставить во епископы, но по смирению будущий святитель тогда уклонился от сана. Крайности аскетизма привели к ухудшению его здоровья (в своих поздних проповедях он предостерегает от этого) и он возвратился в Антиохии. Там святитель Мелетий уговорил его принять сан и посвятил его в 381 году во диаконы.

Спустя пять лет он был рукоположен во пресвитеры и стал одним из самых знаменитых проповедников. Именно тогда паства дала ему прозвище «Златоуст». В 397 году, по просьбе императора, Иоанн Златоуст был приглашен на кафедру Константинополя. Там он начал активную деятельность по оздоровлению нравственной жизни столицы. Большое число вчерашних язычников, придя в Церковь, сохранили свои старые привычки. Поэтому перед святителем стала задача дальнейшего просвещения народа.

Большую роль он придавал благотворительности, поэтому даже те средства, которые предназначались для его содержания, он тратил на устроение гостиницы для паломников и больницы для бедных. Кроме того он ввел практику антифонного пения, ему принадлежат несколько молитв до сих пор используемых в чинопоследованиях Таинств, а так же приписывается авторство Литургии.

Обличая распущенность столичных нравов, св. Иоанн вызвал ненависть со стороны знати, и, в первую очередь, самой императрицы Евдоксии. Вражда против святителя достигла апогея в 404 году, когда состоялся «собор под дубом», осудивший его за растрату церковной собственности и приговоривший к изгнанию. Протесты паствы предотвратили его высылку, но через некоторое время, приговор был все же приведен в исполнение.

Направленный в Армению, он был переведен в 407 году в Питнус (ныне Пицунда), где и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!». В 438 году его мощи были перенесены в столицу.

святитель Василий Великий (330–379) Дни памяти: 1(14) января , 30 января (12 февраля) (Собор Вселенских учителей и святителей)

 Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος) родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской, происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и приверженностью христианству. Его дед пострадал еще во время гонений Диоклетиана. Тесная связь с Церковью проявилось еще и в том, что епископом был его дядя и двое братьев – Петр Севастийской и Григорий Нисский. В святцах прославлена и его сестра – преподобная Макрина.

Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а так же в важнейшем центре учености Империи – знаменитой Академии в Афинах, где сдружился с Григорием Назианзином. Возвратившись домой, он под влиянием Макрины заинтересовался аскетической жизнью, которой предавался в собственном поместье, занимаясь помимо практики молитвы изучением философии. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по египетским монастырям, а в 360 году участвовал на соборе в Константинополе в составе каппадокийской делегации.

Некоторое время он помогал епископу Евсевию в руководстве кафедрой в сане пресвитера, но пристрастие к уединенной жизни победило и Василий вновь удаляется в свое поместье. Только приход к власти императора Валента, поддерживающего ариан заставили его вернуться в Кесарию. По смерти Евсевия в 370 году, Василий становится епископом и прославился ревностной борьбой с арианством. До торжества православия на Втором Вселенском Соборе святитель Василий Кесарийский не дожил, умерев 1 января 379 года.

святитель Афанасий Великий (298–373) Дни памяти: 18(31) января , 2(15) мая

 О его ранних годах известно мало. В 325 году Афанасий в чине диакона сопровождал епископа Александра Александрийского в качестве секретаря на Первый Вселенский Собор. Там он активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая Его единосущность, поэтому ему иногда ошибочно приписывалось создание Никейского Символа Веры.

В 326 году, после смерти Александра он избирается епископом Александрии, продолжая активную борьбу против арианства. Афанасий выступал против возвращения их из ссылки и благоволения к ним со стороны императорской власти.

В 335 году его осуждает Тирский собор по обвинению в участии в убийстве епископа Арсения и сослан в Трир, откуда возвращается в 337 году. Повторно изгнан из Александрии в 340 году, возвращается уже после смерти избранного на его место александрийского епископа Григория в 345.

Будучи снова осужденным Миланским собором 356 года, бежал из Александрии в верхний Египет, где и знакомится с Антонием Великим. Позднее Афанасий напишет его житие, которое станет каноном монашеского жизнеописания. Там он скрывался до смерти императора Констанция в 361 году. Указ Юлиана Отступника вернет из ссылок всех сосланных защитников Никейского вероисповедания, чем воспользовался и Афанасий, а паства Александрии радостно его приветствовала, изгнав присланного арианами епископа.

В 365 году к власти пришёл император Валент, симпатизировавший им и возобновивший указ Констанция о ссылках. Опасаясь преследования, Афанасий опять бежал из Александрии, однако уже через четыре месяца эдикт был отменён, и он вернулся в свой город, где и скончался в 373 году, пользуясь всеобщим уважением.

 Память его в Православном Месяцеслове 18 января – вероятно день возвращения его из ссылки (после 337г.) и 2 мая (день его кончины в 371 или 373 г.). 18 января св. Афанасий вспоминается церковью вместе с Кириллом Александрийским, последний, кроме того, и 9 июня. Чем вызвано соединение памяти этих двух вселенских святителей – неизвестно, хотя предлагались разные объяснения (см. Сергия, Мес. В. II, замет., 21). В Менол. Вас. в обоих случаях – и на 18 января и 2 мая – краткие чтения о св. Афан., в которых указываются некоторые факты из его жизни и ставится в великую заслугу ему – непоколебимая защита им православия в борьбе с арианством. В древне-русск. Прол. – из Мен. В., в печат. – также из Менол. В., только с некоторыми дополнениями из жития св. Афанасия по Минеям. В Чт.-Мин. Макария и под 18 января и на 2 мая сказание и житие св. Афан. по Метафр. (см. у Сурия, Historiae sev Vitae SS., 2 мая), Димитрий Ростовский излагает также, главным образом, по Метафрасту. – В греч. Синакс. и в нашем Прологе такими чертами описывается внешний лик св. Афан. В.: «Бяше же видением св. Афанасий смирен; возрастом малоплещен, низок, оусмехлив; миром благопотребен, оуплешен, носом похил; с недолгою брадою, но широкою; челюстми полон, усты малыми, не зело сед, ни вельни бел, но нарусив облеском».

святитель Кирилл Александрийский (~377–444) Дни памяти: 18(31) января , 9(22) июня

 Кирилл Александрийский родился и вырос в Александрии, будучи представителем знаменитой епископской династии. Его дядей был Феофил Александрийский, после которого он и стал предстоятелем в 412 году.

Один из первых обличил ересь Нестория, был организатором и основным действующим лицом III Вселенского Собора в Эфесе. Ему принадлежат многочисленные полемические работы, опровергающие несторианское учение о Христе. Св. Кирилл первым формулирует учение о единстве ипостаси Спасителя, что было истолковано будущими монофизитами, как утверждение и единства Его сущности. Ему принадлежат и толкования на Священное Писание, объяснения учения о Троице, ряд писем богословского содержания.

Помимо церковной деятельности, он обладал большим влиянием и на светскую власть Александрии. Поэтому, его имя связывается с эпизодами многочисленных конфликтов язычников и христиан. Среди городского населения и монашествующих пользовался непререкаемым авторитетом, а после кончины доброй памятью.

Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков.

Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника (361–363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием «Сокровище», написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и «Беседы», среди которых особенно трогательно и назидательно «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири».