После Божественной Литургии в нашем храме был совершен древний народный обряд совершения дела милосердия сохранившийся в наше время в Армянской церкви - Матах.
UPD: В связи с тем, что данная статья двухлетней давности к нашему удивлению сейчас вызвала смущение у некоторых православных христиан. Что бы избежать дальнейшее недопонимание поясняем, что в православном храме не был совершен обряд ААЦ, все совершалось в нормах православной церкви:
1) Батюшка прочитал начальные молитвы (от Царю Небесный до Отче наш)
2) Прочитал 50 псалом
3) Прочитал молитву на освящение соли и окропил её святой водой
4) Прочитал Благодарственную молитву, на которой помянул родственников жертвователя.
Матах (арм. Մատաղ, от Մատուցանել աղ, буквально «поднести соль») — обряд благотворительной трапезы, заключающийся в освящении соли и приготовлении с нею мяса животного. Матах является одной из обрядовых традиций верующих Армянской Апостольской Церкви и имеет смысл благотворительного пожертвования, принесения дара Богу в виде оказания милости бедным.
Традиция Матаха возводится к словам Господа Иисуса Христа:
«...когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14)
Матах совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего Матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а так же творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать Матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви. По большому счету, Матах не является именно церковным ритуалом или обрядом. Это одна из традиций народного благочестия. Пожалуй этот обычай, утеряный в наше время в большенстве Православных Поместных Церквей, можно более всего связать с древнехристианской Агапой - вечерей любви, во время христиане старались накормить неимущих прежде чем Причаститься Тела и Крови Спасителя.
Участие в обряде священника ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется Матах. Благотворитель приносит соль в церковь, где священник освящает ее особым чином, который, собственно, и называется "Матах" (Поднести соль).
В связи с тем, что Матах, как народно-религиозная традиция, предполагает забой животных, почитаемых еще с Ветхого Завета как "ритуально чистых", людьми не знающими подлинного смысла этого действа он может ошибочно восприниматься как ритуальное жертвоприношение животного, подобное ветхозаветному или даже языческому. Основная претензия к неправильно понятому Матаху состоит в том, что в Христианстве нет и не может быть кровавых жертвоприношений, поскольку Иисус Христос на Кресте уже принес за грехи людей последнюю и окончательную Жертву.
Проблема усугубляется еще и тяжелым атеистическим советским прошлым которое затронуло и Армению. Люди в детстве крещенные, но не воспитанные в традициях Церкви, никогда не бывшие на Божественной Литургии, не представляющие что такое Причастие Крови и Плоти Христовых, искренне полагают, что Матах является именно кровавой ритуальной жертвой и самым главным, обладающим невероятным сакральным значением обрядом в Христианстве.
Кроме этого, само проведение обряда "жертвоприношения" у таких людей наполнено действиями порожденными откровенно языческой фантазией и заимствованиями из других религий, в частности из Ислама. Естественно, что священнику в таком "матахе" нет места. Ни о каком освящении соли речь обычно не ведется. Согласно таким "народным" понятиям, животное непременно нужно привезти к церкви, причем, чем древнее церковь, тем лучше. Идеальный вариант - заброшенная часовня в горах, где не только не мешают "ничего не понимающие попы", но и можно на лоне природы устроить самим себе же трапезу в виде обычного веселого пикника.
Наличие здания церкви или часовни в таком языческом "матахе" обязательно потому, что животное нужно обвести (обнести) семь раз вокруг храма. Без этого "матах" представляется либо не настоящим, либо не совсем полноценным. Другой, еще более экзотической традицией связанной с таким псевдохристианским жертвоприношением, является отрезание уха (гребешка) у еще не закланного животного, обмазывание себе лбов кровью с последующим засовыванием отрезанного уха в расщелину между камнями стены церкви.
Аналогичный армянскому Матаху обряд существует в Грузинской Православной Церкви. Практикуется Матах и у удин, которые являются единственным сохранившимся христианским народом древней Кавказской Алвании. В целом, подобные обряды, в том или ином виде, широко распространены среди восточных народов. Есть они и среди некоторых групп греков. Но наиболее активны, в обряде напоминающем армянский Матах в виде праздничных церковных трапез, болгары. У них это называется, на восточный лад, Курбаном.