Относительно недавно к нам обратилась семья наших прихожан изъявив желание пожертвовать в храм серебряное блюдо, а у отца Спиридона уже много лет хранилась серебряная ножка от старинного дискоса. Обсудив этот вопрос с доброхотами, было принято решение заказать мастеру ювелиру верхнюю часть дискоса - серебряную тарелку с особой гравировкой и объединить её с антикварной ножкой, что бы в храме появился дополнительный дискос необходимый для совершения Божественной Литургии.
За воплощение идеи взялся краснодарский мастер Рафаэль Кочарян. На первой седмице Великого Поста работа была завершена и дискос передан в храм. В неделю Торжества Православия 9 марта 2014 года на нем была совершена первая Божественная Литургия по чину святителя Василия Великого.
О Рафаэле Кочаряне
Родился в 1964 году, в Ереване. Окончил Ереванскую художественную школу юных деятелей искусств в 1978 г. В 1984 г. по окончании художественно-технического училища получил специальность - ювелир. Народным мастером Республики Армения стал уже в двадцать лет, в 1984 году. Член Международной организации деятелей искусств (ЮНЕСКО). С 1997 г. Член Союза Художников России. Работы мастера находятся в частных коллекциях. В 2008 г. принят в Гильдию Оружейников России.
Официальное звание «народный мастер республики Армения» присваивалось специальной комиссией, состоящей из заслуженных и известнейших людей в армянском мире искусства. Его удостоили этой чести за оригинальные авторские работы в области обработки драгоценных металлов. Уже тогда Рафаэль называл себя «художником по металлу». Он научился этому искусству в ювелирном отделении Ереванского художественно-технического училища, а до этого был просто художником, выражавшим свое творческое «Я» с помощью холста и красок. Но работа с металлом увлекала его больше, давая возможность воплощать в металле образы, рождающиеся из окружающего нас мира. Из-под рук Рафаэля выходили необыкновенной красоты кубки, бокалы, предметы повседневного обихода, превращенные фантазией мастера в произведения искусств. Из всех материалов более всего он тяготел к серебру, как к наиболее пластичному металлу, имеющему в отличие от золота, практически безграничные возможности. Работы Кочаряна экспонировались и отмечались на международных выставках за рубежом, имя становилось все более известным, но неожиданно пришло безвременье...
Для его Родины настали непростые времена - Сумгаит, война в Карабахе, землетрясение в Спитаке, волна социальных катаклизмов, безжалостно сотрясавших все постсоветское пространство... Людям надо было просто выживать в новых условиях, и искусство отошло на второй план. В 1998 году Рафаэль уехал по рабочей визе в Италию, где проработал художником два года. Хорошее было время, он выучил язык, писал картины, но виза закончилась, а для того, чтобы ее продлить, надо было снова пересечь границу в обратном направлении. Назад Рафаэль ехал через Краснодар и остановился у родственников. А потом решил задержаться здесь надолго, может быть, навсегда...
Переехав на постоянное место жительства в 2002 году на Кубань, он становится руководителем группы ювелиров-оформителей в филиале Златоустовской оружейной мастерской. Увлекся изготовлением высокохудожественного длинноклинкового оружия. И добился признания.
Когда на московскую выставку "Клинок - традиции и современность" кубанские мастера представили набор из двух сабель и шпаги, они завоевали Гран-при. Эфес шпаги и рукоятку одной из сабель оформил лично Рафаэль Кочарян, которому сразу предложили вступить в Российскую гильдию мастеров-оружейников. А сабля, сделанная руками Рафаэля Кочаряна, была подарена Президентом России Владимиром Путиным председателю КНДР Ким Чен Иру.
В сентябре-октябре 2009 года в Краснодарском музее имени Фелицина имела место выставка «Золотых дел мастера в зеркале времен», главным событием которой стали изделия Народного мастера Армении Рафаэля Кочаряна.
На выставке мастер представил свою работу носившую символичное название - «Воссоединение». Это здание церкви в миниатюре, упрятанное в пасхальное яйцо, органично вобрало в себя архитектурные особенности церквей всех трех направлений Христианства. Мы представители разных народов, но мы - христиане, люди Доброй Воли.
Рафаэль Карленович, как и многие люди творчества, любит говорить о своих творениях: «Они, творения, - как дети». Самому молодому - всего два дня. Как раз поспело к выставке. Это небольшое Пасхальное яйцо изумрудного цвета, одетое в серебряные украшения. На нем изображена церковь, а на самой вершине яйца возвышается крест. Религиозная тема изделий выбрана автором неслучайно. Талант ювелира дан Богом, и этот дар художник использует для создания образов, раскрывающих вечную тему Христианства. Поскольку эта работа совсем недавно вышла из-под рук мастера, все внимание, словно имениннику, сегодня принадлежит ей. Два года исполнилось сабле Шамшир, что в переводе с индийского означает коготь тигра. Большому Пасхальному яйцу «Воссоединение» уже исполнилось целых три года, но мы уверены, что у этих творений - долгая жизнь...
Ювелирные изделия Рафаэля не раз принимали участие в международных выставках. И естественно, публика была восхищена талантом мастера. Но без критики тоже не обходится. Она должна быть, уверен Рафаэль Карленович. Но лучшим критиком для художников является время, ведь именно оно покажет, что было шедевром искусства, а что ее предметом.
Будучи народным мастером Армении, чего только не создал Рафаэль за свою жизнь! Свадебные кубки, бокалы, национальные пояса, перстни, даже пасхальное яйцо в виде шкатулки. Но заказы Рафаэль практически не берет. Это основной принцип его работы.
Это будет уже не творчество, - говорит мастер. - Я не могу заковать свою фантазию в рамки, поставленные заказчиком. Я создам кубок или саблю такими, какими мне захочется и если человеку они понравятся, пусть они станут его.