Традиция совершать молебен на начало учения достаточно древняя, раньше его служили перед началом изучения Закона Божьего или Священного Писания. Потом дату перенесли на последние дни августа— начало сентября, когда учащиеся возвращаются после каникул в школы, техникумы, высшие и другие учебные заведения. Это особый чин, в котором молящиеся просят Божией помощи в постижении и разумении доброго и душеполезного учения, а также о здравии учеников.
***
Радуется Господь, когда в храм приходят дети, и негодует, когда кто-то препятствует им. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14), — строго говорит Иисус Христос тем, кто хотел помешать детям приходить к Нему. И если это так, если приход в храм детей - радость для Бога, то в ближайшее к 1 сентября воскресение Он радуется особенно!
Никогда в наших храмах не собирается такое множество детей, как в этот день. Дети готовятся идти в школу, с 1 сентября главным делом их жизни будет обретение новых знаний. Поэтому и приурочили к этому дню праздник, само название которого – День Знаний – указывает на главную цель обучения в школе – приобретение знаний.
А хорошее ли это дело, приобретение знаний?
От такого вопроса, догадываюсь, попахивает мракобесием. Кто может в наше время сомневаться в необходимости и ценности знаний!?
И все же...
Самый первый грех, тот, который положил начало бесчисленному множеству последующих грехов, губящих человечество, тоже ведь связан с этим словом. "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6)».
Иллюстрация: Дедюля Ольга, 14 лет, Изостудия "Росток", г. Обь |
«Дает ЗНАНИЕ...» И вкусила... С этого и началось все злое в нашей жизни. Да что там «злое»! Сама смерть пришла в мир вместе с этим вот знанием.
Обратим, однако, внимание на слово "вожделенно", которое использует Писание, говоря о знании в этом отрывке. Всем известно, что такое "вожделение", но только в очень узком смысле этого слова. «Вожделение» - непреодолимое желание, нестерпимая жажда, неудержимое стремление к... понятно к чему. Но нет, оказывается, не только к тому, что имеют в виду произносящие это слово.
Человеческий дух вожделеет к знаниям более, чем к чему бы то ни было. Жажда знаний, толкнувшая первых людей совершить непоправимую ошибку, унаследована их потомками, всеми нами... К чему же приводит нас утоление этой жажды?
В Священном Писании о знаниях порой говорится достаточно скептически. «...Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», - пишет Екклесиаст (Еккл. 1:18). «Знание надмевает...», - утверждает Апостол Павел (1Кор. 8:1). То есть делает надменным, высокомерным, гордым. А ведь ничто так не удаляет человека от Бога, ничто так не обезображивает его, как гордыня.
Вот и подумаешь, зачем же мы идем в школу, если плоды тех самых знаний, день которых мы празднуем, так ужасны! Чтобы стать гордыми и чтобы наша жизнь наполнилась скорбью?
«Ну, конечно! - скажет кто-то, - мракобесы-церковники всегда против знаний идут!» Припомнят нам и Галилея, и Бруно. Да нет, мы, конечно же, не против. Просто помним древнейшую мудрость, высказанную еще Конфуцием: совершенствование в познаниях только тогда ценно, когда ему сопутствует нравственное совершенствование. Без этого знания не только бесполезны, но опасны и разрушительны.
Это особенно хорошо заметно, когда смотришь не на отдельного человека, а на все человечество. Совершенно очевидно, что научный и технический прогресс человечества идет неизмеримо быстрее, чем духовный и нравственный. Все понимают, к чему это может привести, если ситуация не изменится, а что-то непохоже, чтобы она собиралась меняться. И если не в наших силах как-то радикально повлиять на то, что происходит с миром, мы можем многое сделать для того, чтобы тот ребенок, который вверен нашему попечению, которого послал нам Господь и доверил его вырастить и воспитать, стал прежде всего достойным человеком, а затем уже человеком, наделенным теми или иными познаниями.
Нет, не будем мы говорить ничего дурного о знаниях. Не будь в человеке жажды знать больше, чем он уже знает, не было бы никакого развития человечества. Остановилась бы история. Умерла бы культура. Но рядом с этой, в общем-то, благословенной жаждой познания должна быть другая жажда. Жажда совершенства. И это жажда должна быть сильнее первой. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...», - говорит Иисус Христос. Речь идет не о том, чтобы добиваться правды там, где ее не хватает, а о внутренней правде, о праведности.
Высказывание апостола Павла мы привели не полностью. Прочитаем же теперь его до конца.
«Знание надмевает, а любовь назидает».
Не надо понимать это так, будто апостол противопоставляет одно другому. Речь здесь не о том, что обретение любви делает приобретение знаний ненужными. Просто, стремясь к знаниям, надо помнить, что украшают и совершенствуют они нас только в том случае, когда обретение их совершается одновременно с возрастанием в добре, в добродетели. А по словам того же апостола Павла, совокупностью всех добродетелей является любовь. Знания без любви разрушают и губят человека. Соединенные с любовью, они ведут его к Небесам.
В начале нового учебного года во всех церквях служится специальный молебен, который открывает тридцать третий псалом. Многие православные знают его наизусть, и он наиболее созвучен тому настроению, которое должно быть в сердцах всех приступающих к обучению, как учащих, так и учащихся.
Некоторые слова этого псалма мне хочется повторить по-русски в первые дни нового учебного года.
«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас».
Об этом же неоднократно читаем и в притчах Соломона: «Начало мудрости - страх Господень» (Притч. 1:7). И пусть никого не настораживает слово «страх». Состояние страха представляется многим мучительным и унизительным. И правильно! Так оно и есть, когда человек боится того, чего не надо бояться, и не боится того, чего, а точнее, Кого надо бояться. Кто научился бояться Бога, тот уже в этой жизни не испугается ничего и никого.
Помните, как прекрасно в своей сказке А.С. Пушкин говорит о ветре: «Не боишься никого, кроме Бога одного». Тот, кто научился бояться Бога, по-настоящему бесстрашен, весел и свободен. И этот «бесстрашный страх» - преддверие подлинной любви! Вот чего хочется пожелать всем идущим в эти дни в школу.
«Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним», - читаем мы в этом же псалме.
Хорошо научиться отличать буквы и цифры, но еще важнее отличать добро и зло.
Прекрасно, если мы поняли, зачем предназначен тот или иной механизм, но беда, если так и не поймем, зачем родились мы на свет, зачем дана нам эта трудная и прекрасная жизнь.
Очень нужно знать нам об устройстве человеческого тела, о том, что делает его здоровым и сильным. Но куда важнее узнать о бессмертной душе и научиться правильно заботиться о ней, содержать в чистоте и делать ее прекрасной.
Ценно и полезно умение управлять механизмами и руководить людьми. Но если при этом мы не умеем управлять и руководить самими собой, своими желаниями, словами, поступками, то нет в том никакой пользы.
Фото: patriarchia.ru |
Учась в школе, мы познаем мир, изучаем законы, по которым он существует. Все это принесет прекрасные плоды только в том случае, если научимся воспринимать мир не сам по себе, а видеть в нем творение Божие. И если познание сотворенного мира будет вести к познанию Творца, если поймем, что все способности наши - дар Божий, данный для того, чтобы послужить Подарившему, если будем искать в каждом усилии, в каждом деле, в каждом успехе не самоутверждения и самоугождения, а Славы Божией.
Прекрасно хотеть знать больше, чем уже знаешь. Но еще прекрасней хотеть быть лучше, чем ты есть. Вложить в душу ребенка эту жажду, развить ее до такой степени, чтобы она стала самым главным стремлением подрастающего человечка, чтобы по мере взросления эта жажда только увеличивалась — вот, я уверен, важнейшая задача и родителей, и учителей, и воспитателей.
Будет это, и тогда и умножение познаний не станет, по слову Екклесиаста, умножением скорби. Не печаль и скорбь, а подлинную радость принесут знания тем, кто ищет их не для того, чтобы ему стало лучше, а для того, чтобы самому стать лучше.
Источник: Журнал для пап БАТЯ
4 сентября 2012 г.