В 2014 году Православная церковь вспоминала столетие явления Матери Божией русскому воинству в период Первой мировой войны в лесах под г.Августов. К сожалению, этот исторический факт мало известен верующим христианам православной России. В силу наступившей после Первой мировой войны Революции, гибели Российской империи, разорения храмов, гибели тысяч верующих людей, явление Богородицы было забыто…
Чудесное явление Божией Матери русским воинам произошло во время Первой мировой войны. Это случилось на территории современной Литвы, в лесу близ города Мариямполя. Кстати, название города переводится как «Город Марии»... Десятая Русская армия отступала. Обстановка на фронте шириною в несколько десятков километров сложилась таким образом, что возникла угроза окружения немалого числа наших подразделений. Паники не было, но присутствовала обычная в подобных случаях неразбериха. Не одна и не две польско-литовские деревни оказались забиты отступающими солдатами из разных частей. Вдоль шоссе разводились костры, варилась пища, кормились лошади и спали измотанные в боях и частых стычках с неприятелем люди. В невесёлой перспективе русскому воинству предстоял или унизительный плен, или геройская гибель. Солдаты готовились ко второму. И вот один поручик Русской армии, командовавший полуэскадроном, сподобился видения. Полуэскадрон только что расположился на бивуаке. Как вспоминают многочисленные очевидцы произошедшего чудесного явления, «было одиннадцать часов вечера. К поручику прибежал взволнованный рядовой и говорит:
"Ваше благородие, идите". Поручик пошёл - и вдруг видит на небе Божию Матерь с Богомладенцем Христом в левой руке, правой рукою указывающую на запад. Все нижние чины стояли на коленях и с благоговением молились. Удивлённый донельзя поручик долго смотрел на видение, которое затем изменилось на большой крест и скрылось». Произошло это 14 сентября.
Некоторые подробности чудного явления Пресвятой Богородицы сообщил протоиерей Иоанн Стратонович, служивший священником в Лейб-гвардии Кирасирском Ея Величества полку. В очередном выпуске «Вестника военного и морского духовенства» за 1915 год Стратонович подтвердил время и место явления Божией Матери и указал одну из воинских частей, сподобившихся чуда явления Богородицы: обоз Второго разряда Кирасирской бригады. Разночтение в наименовании воинских подразделений неудивительно: ведь Пречистая Дева одновременно явилась русским солдатам в нескольких местах, и явление это наблюдалось в ареале почти ста километров... Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Вот как о том рассказывали уже нашему поколению потомки тех донцов, что сражались в Первую мировую: «Наши казаки попали в окружение. Были в тёмном лесу. Ничего не видно. Они стали сильно молиться. Вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса - и скрылась опять в темноте. Казаки после такого видения забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход.
Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и кони сами повернули и пошли потихоньку. Казаки те вышли из леса, из окружения и вернулись домой живыми». Что интересно, как раз 14 сентября германское верховное командование неожиданно решило прекратить преследование Русской армии и перебросить большую масть своих сил из Восточной Пруссии в Силезию для наступления на Варшаву.
Вскоре после этого события под польским городом Августовом разыгралось крупное сражение. Начало ему положил артиллерийский бой, развязанный немцами. Затем пошли более серьёзные столкновения. 28 сентября Русская армия переправилась через Неман, а Третий Сибирский корпус Десятой армии после кровопролитного боя с германцами занял Августов. Сражение, получившее название Августовское, закончилось 3 октября победой русских. В нашей Армии свято (и небеспричинно!) верили, что явление Божией Матери у Мариямполя провозвестило не только чудесное избежание окружения, но и указало на победу, которая ожидала русское воинство в грядущем сражении. Венцом её было взятие Августова, посему и чудо, которое по праву могло называться Мариямпольским, назвали всё же Августовским.
Вскоре в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который стали писать уже в 1915 году. После тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Святейший Синод принял решение «запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам».
До революции икон «Августовская победа» писалось много. Большими тиражами выходили плакаты, листовки и церковные календари, ярко и образно иллюстрирующие такое необыкновенное событие. Однако после Октября 1917 года новая власть всеми силами старалась стереть саму память о великом чуде, явленном православному русскому воинству в Первой Мировой войне.
… Принимая в этом году участие в Рождественских чтениях, проходивших в г.Москва, я познакомился с ребятами из Белоруссии, называвшимися себя «неманскими казаками». От них я узнал о крестном ходе, который по благословению епископа Гродненского и Волковысского Артемия совершается 14 сентября – в день явления Божией Матери под градом Августовым.
Меня пригласили принять участие в этом Крестном ходу, на что я дал согласие. 13 сентября я молился в гродненском храме св. кН. Владимира. Оттуда крестный ход начал свое шествие по сложившемуся маршруту, а вечером того же дня в пос. Сопоцкин сослужил настоятелю Преображенского храма. Утром 14 сентября была совершена Божественная Литургия, за которой причащались почти все крестоходцы. После службы прихожане храма предложили братскую трапезу паломникам.