Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
15.04.24

12 новых икон для храма

равноапостольная Апфия  Колосская
Равноапостольная Апфия Колосская

Равноапостольная Апфия была супругой свя­того  апо­стола Фили­мон, проживали в го­ро­де Ко­лос­сы во Фри­гии. Свя­тая Ап­фия, устро­ив в сво­ем до­ме в Ко­лос­сах цер­ковь, усерд­но слу­жи­ла ден­но и нощ­но Гос­по­ду, под­ви­за­ясь в мо­лит­ве и по­сте; она с ра­до­стью при­ни­ма­ла и да­ва­ла при­ста­ни­ще тем, кто тру­дил­ся, бла­го­вест­вуя уче­ние Хри­сто­во; она до­став­ля­ла пи­щу ни­щим, убо­гим и стран­ни­кам, так что дом ее был не толь­ко цер­ко­вью, но так­же и стран­но­при­им­ни­цей, боль­ни­цей и при­ста­ни­щем для всех, кто не имел ме­ста, где бы мог от­дох­нуть и успо­ко­ить­ся.  Апо­стол Фили­мон был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Га­зы и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие по всей Фри­гии. Свя­той апо­стол Па­вел не остав­лял его сво­им ру­ко­вод­ством. К нему на­пра­вил пер­во­вер­хов­ный апо­стол свое пол­ное люб­ви По­сла­ние, в ко­то­ром по­сы­ла­ет бла­го­сло­ве­ние «Фили­мо­ну воз­люб­лен­но­му и со­труд­ни­ку на­ше­му, и Ап­фии, сест­ре воз­люб­лен­ной, и Ар­хип­пу, спо­движ­ни­ку на­ше­му, и их до­маш­ней церк­ви» (Флм.1:1-3). Они­сим, о ко­то­ром идет речь в По­сла­нии, — быв­ший раб Фили­мо­на, апо­стол от 70-ти (па­мять 15 фев­ра­ля). В го­не­ние Неро­на (54–68) свя­тые Фили­мон и Ап­фия, а так­же жив­ший в Ко­лос­сах свя­той апо­стол Ар­хипп при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка разъ­ярен­ная тол­па во­рва­лась в хри­сти­ан­ский храм, ко­гда там со­вер­ша­лось бо­го­слу­же­ние. Все в стра­хе раз­бе­жа­лись, оста­лись толь­ко свя­тые Фили­мон, Ар­хипп и Ап­фия. Их схва­ти­ли и по­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку. Свя­тые Фили­мон и Ап­фия, по при­го­во­ру пра­ви­те­ля, бы­ли по­би­ты кам­ня­ми.

Преподобная Лиоба Бишофехаймская
Преподобная Лиоба Бишофехаймская

Родители преподобной Лиобы были англами благородного происхождения. Они были полны рвения в религиозной жизни и с усердием исполняли заповеди Божии. Ее отца звали Динно, а мать носила имя Эбба.  Они долгое время не имели детей. Прошло много лет, они уже состарились, как однажды ее мать увидела необычный сон. Во сне ей привиделось, будто во чреве она носит церковный колокол; когда он появился на свет, она дернула его рукой, и он весело зазвенел. Сон этот был истолкован благочестивой христианкой: «Из твоего чрева выйдет младенец женского пола, и ты должна будешь посвятить ее Богу. И как Анна посвятила Богу своего сына Самуила, служившего Ему всю свою жизнь в храме, так же и ты, обучив свою дочь с детства в Священном Писании, вручишь ее Богу, и она будет служить Ему всю жизнь, сохраняя девство».

Вскоре после этого Эбба, действительно, зачала младенца и по прошествии соответствующего времени родила дочь, которую назвала Трутгебой. Вторым именем ребенка было Лиоба, что значит Возлюбленная, ибо она была Эббе любимой дочкой. Когда Лиоба немного подросла, мать благословила ее и передала на попечение монахине Тетте, чтобы та обучила ее в церковных науках. Лиоба никогда не предавалась бессмысленным детским шуткам и не тратила время на беззаботные игры, но, охваченная пламенем любви Христовой, сосредотачивала ум на чтении и слушании слова Божиего. Юная Лиоба запоминала все, что читала или слышала, и старалась исполнять это на деле. Она была настолько воздержанной в пище и питии, что всегда довольствовалась скудной трапезой, никогда не соблазняясь всевозможными лакомствами. Лиоба проводила большую часть времени в молитве, зная из апостольских посланий, что верующие обязаны непрестанно молиться. Когда же она не молилась, то занималась рукоделием или исполняла послушание, зная, что, согласно Евангелию, кто не работает, тот пусть и не ест. Она училась у сестер и слушалась их. Подражая добродетелям каждой из них, Лиоба научилась сдержанности у одной, радости духа – у другой, перенимая у них подобающие прилежным монахиням мягкость и терпение. У одной она училась внимательности в молитве, у другой – любви к чтению. Больше всего она старалась совершать дела милосердия, без которого, как известно, остальные добродетели тщетны.  

Пока святая дева Лиоба упражнялась в монашеском совершенстве в обители, святой мученик Бонифаций получил посвящение в Риме от Римского епископа Григория, преемника Константина. Его миссией было проповедовать слово Божие народам германских земель. Бонифаций видел, что германские народы были готовы с радостью воспринять слово Божие, но понимал, что, хотя жатвы было много, делателей рядом с ним было мало. Он послал в Англию, на свою родину, вестников с письмами, прося священноначалие выслать ему многих помощников. Он также направил послов с письмами к аббатисе Тетте, прося ее отправить ему Лиобу, чтобы она сопровождала его в миссионерской поездке и приняла участие в христианизации местных народов. Ибо слава о Лиобе как об ученой деве и монахине святой жизни разошлась по многим землям, и похвала ее была на устах у каждого. Бонифаций сделал Лиобу настоятельницей монастыря в месте под названием Бишофсхайм, в котором жила большая община сестер. Насельницы так усердно и энергично упражнялись и совершенствовались в монашеской жизни под началом и руководством святой Лиобы, что со временем многие из них сами стали аббатисами. Немало духовных дочерей святой Лиобы стали настоятельницами, и в этой области позднее существовало много женских монастырей.

Святая Лиоба была умеренна во всех своих действиях, и управляла монастырем она так же. И потому ей никогда не приходилось сожалеть о своих ошибках, совершенных в порыве чувств, так как она не делала их. Она прекрасно знала и понимала значимость умной молитвы и внимательности при обучении и при этом всегда избегала крайней неумеренности в молитве, бдении и в ином духовном делании. Она не собирала себе земного богатства, но трудилась над приобретением богатств небесных, тратя все свои силы на исполнение данных ею обетов. Слава о добром имени святой разнеслась по многим странам за пределами Германии, а благоухание ее святости и мудрости привлекало к ней абсолютно всех, полюбивших ее. Лиобу почитали все, кто ее знал, включая и королей. При жизни святая совершила множество чудес.

Преподобная Ангелина Деспотисса Сербская
Преподобная Ангелина Деспотисса Сербская

По некоторым сведениям, Ангелина принадлежала к роду Черноевичей - была дочерью Андрея по прозванию Арванит Храбрый и племянницей воеводы Ивана-бея, правителя Черногории в 1465-1496 годах. Когда ее брата уже, по-видимому, уже не было в живых, Иван выдал ее замуж за сербского деспота Стефана Слепого Бранковича [3]. Как большинство браков правящих особ, вероятно и этот был заключен по политическим причинам, что делает еще более примечательной святость просиявшую во всей семье.

Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Георгия и Иоанна, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела в итальянской области Фурлании. Здесь святой Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград, где и преставился.

Овдовев в 1476 году, Ангелина жила и воспитывала своих детей в трудных условиях. Венгерский король Матвей Корвин выделил им для управления земли в Среме, принадлежавшие некогда деду Стефана Вуку Бранковичу, и в 1486 году они поселились в селе Купиново, куда перенесли и мощи деспота Стефана. Здесь была основана церковь святого апостола Луки, где первоначально и хранились эти мощи, являвшие многочисленные чудеса. Правителем Срема стал вначале старший сын Ангелины Георгий, сошедший с трона в 1497 году, принявший постриг с именем Максима и достигший святости в сане святителя (+ 1516), а затем ее младший сын - святой деспот Иоанн (+ 1502).

Ставшая женой и матерью святых, Ангелина была столь добра к сербскому народу, что еще при жизни ее называли мать Ангелина. Она постриглась в монахини около 1509 года, а может быть и ранее, по прибытии в Срем. В 15121516 годах, после возвращения из Валахии, мать Ангелина основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения. Еще в 1509 году она отправила своего духовника Евгения к русскому великому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи:

"Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали".

В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Иоанна. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу, кроме церкви были построены также кельи для монахинь, и появился Крушедольский монастырь. Именно здесь, будучи настоятельницей, святая Ангелина провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей и скончалась в 1520 году.

В службе преподобной Ангелине говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки.

Благоверная царица Феодора
Благоверная царица Феодора

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер - София, Мария и Ирина - и двое братьев - Варда и Петрона.

В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата полководца патрикия Варды; дяди магистра Мануила; каниклия и логофета дрома евнуха Феоктиста.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и выборы в патриархи святителя Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор стал отмечаться как Торжество Православия.

Кроме дел веры Феодора деятельно занялась и управленческими и военными вопросами, связанными с вторжением арабов на Сицилию и в Анатолию; восстаниями славян на Пелопоннесе и павликиан в Анатолии; военными компаниями против арабов Крита, Сирии и Египта. Царица заботилась о распространении Православия среди болгар, и благодаря её дипломатии удалось предотвратить намечавшуюся с Болгарией войну. По общей оценке в период её регентства дела управления империей велись хорошо, положение государства упрочилось.

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора в основном занимался ее брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Варда со временем настолько укрепился что уже осмеливался презрительно обращаться и даже угрожать самой царице Феодоре. Когда Варда совершил убийство своего соправителя Феоктиста, Феодора прокляла Варду [3] и, представив сенату отчет о состоянии государственной казны, удалилась от дел в 856 году.

Впоследствии, её собственные сын Михаил и брат Варда приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в Монастырь Гастриев (Μονή των Γαστρίων) в Константинопольском районе Гипсомафиев (των Υψομαθείων, ныне Саматья) [4], где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию, известно Евангелие писанное ее рукой. Святая мирно скончалась в 867 году.

Житие царицы и позднейшие летописцы представляют благоверную Феодору образцом супруги и христианской царицы. Однако, она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия.

Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры (ныне Корфу). Честные останки были положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Мученица Кетавать Кахетинская
Мученица Кетавать Кахетинская

Святая великомученица Кетевана происходила из царскою рода Багратиони и была правнучкой царя Карталинского Константина (1469 – 1505). Став супругой Давида, наследника царя Кахетинского Александра II (1577 – 1605), она сама правила царством. Глубокое благочестие царицы проявилось в особенном попечении о нуждах Грузинской Церкви, в построении храмов, приютов и странноприимных домов. После смерти мужа святая Кетевана поселилась в уединении.

Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял магометанство и по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.

Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника и нечестивца. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир. и справедливость. Шах Аббас I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять лет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, – ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года.

Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим, в собор святого апостола Петра, монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос-Патриарх Захария (1613 – 1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память 13 сентября.

Преподобная Ефрасиния Полоцкая
Преподобная Ефрасиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава. дочь князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, - место будущей обители, - подвижница взяла только святые книги - "все свое имение".

В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.

Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

Равноапостольная Мария Магдалина
Равноапостольная Мария Магдалина

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим ..жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Равноапостольная Фекла Иконийская
Равноапостольная Фекла Иконийская

Родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.

Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху — Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии.

В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и как христианка была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: «Велик Бог христианский!» Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу.

По благословению апостола Павла, Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.

Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла.

Святая Церковь прославляет «первострадальную» Феклу как «жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути». Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином. Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.

Благоверная царица Пульхерия
Благоверная царица Пульхерия

Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395 - 408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408 - 450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория.

По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450 - 457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.

Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

Святая Геновефа Парижская
Святая Геновефа Парижская

Святая Геновефа (Женевьева) родилась около 420 года в селении Нантер недалеко от Парижа, ее родители были знатными и влиятельными людьми. Когда Геновефа была еще ребенком, мимо ее дома проезжал святой Герман Оксерский, направляясь в Англию вместе со святым Лупом, епископом Труа. Святитель Герман увидел, что на девочке пребывает особое благоволение Божие, и объявил ее родителям, что она избрана послужить спасению многих. Благословив Геновефу, святой Герман вручил ей монету c изображением креста как знак посвящения Геновефы Богу. С тех пор она уделяла все больше и больше времени благочестивым занятиям.

Однажды мать, недовольная слишком частыми походами дочери в церковь, ударила Геновефу, но тут же Бог поразил женщину слепотой. Зрение вернулось к ней только два года спустя, когда она помазала глаза водой, которую дочь смешала со своими слезами и осенила крестным знамением. Не имея больше никаких препятствий со стороны родных, Геновефа пришла к епископу и приняла от него монашеский постриг. Святая продолжала вести аскетическую жизнь в родительском доме, поскольку в Галлии тогда еще не было женских монастырей.

По смерти родителей Геновефа переехала в Париж к своей крестной матери. Там она мужественно перенесла тяжелую болезнь. После выздоровления подвижница стала вести очень строгую жизнь: непрестанно молилась, выходила из дома лишь для помощи бедным, питалась дважды в неделю, съедая немного хлеба и бобов. В результате Геновефе удалось обуздать плоть и стяжать полный душевный покой, так что она стойко выдерживала клевету и сплетни в свой адрес, распространяемые завистниками. Сплетен было так много, что пришлось вмешаться святому Герману Оксерскому, чтобы урезонить клеветников и заставить их c почтением относиться к служительнице Божией. Мало-помалу парижане признали ее святость, и вокруг Геновефы стали собираться девушки, чтобы вести такой же образ жизни.

В начале 451 года к Парижу на угрожающе близкое расстояние подошло варварское племя гуннов под предводительством Аттилы, грабя и разоряя все на своем пути. Жители города, объятые паникой, хотели было бежать, и лишь одна Геновефа сохраняла хладнокровие. Собрав в храмах женщин, она вместе c ними старалась вымолить у Бога помощь постом, слезами и молитвой, а также придать храбрости мужчинам. Но нашлись люди, восставшие против святой молитвенницы. Они собирались даже убить её.

Тогда вмешался архидиакон из Оксера, напомнил о пророчестве святителя Германа и о том, что Бог избрал Геновефу покровительницей города. И в самом деле, в точности как предсказал святой, Аттила вскоре изменил свой путь, повернув в сторону от Парижа, а затем, потерпев сокрушительное поражение от римских войск, и вовсе отступил.

Подвижница особо почитала святых, много сделавших для основания Галльской Церкви. По ее инициативе был построен первый храм над гробницей святого Дионисия Парижского. Она же привила парижанам благочестивый обычай совершать туда паломничества, даже в самую скверную погоду. Однажды Геновефа отправилась в церковь в разгар грозы со свечой в руке – и пламя не погасло. Также подвижница совершила паломничество к гробнице святого Мартина в городе Туре. Во время путешествий святая Геновефа исцеляла больных и изгоняла бесов, являясь для всех орудием Божественного Провидения.

В то время франками правил король Хильдерик. Оставаясь язычником, он тем не менее выказывал уважение к Церкви и по настоятельным просьбам святой Геновефы согласился отменить вынесенный им смертный приговор. Когда франки осаждали Париж, окрестности города оказались запустевшими, стал ощущаться недостаток продовольствия. Надвигался голод, и народ вновь терял надежду на Бога. Тогда Геновефа собрала одиннадцать судов, нашла корабельщиков, готовых плыть c ней в поисках продовольствия, и отправилась по реке Сене искать в дальних местах торговцев зерном. Святая привезла много хлеба и раздала всем парижанам, в первую очередь самым бедным.

В 481 году франкским королем стал Хлодвиг, который под влиянием супруги святой Клотильды относился c большим почтением к Геновефе, прислушивался к ее советам и без колебаний освобождал узников, за которых заступалась святая. Пока Хлодвиг завершал покорение Галлии, Клотильда оставалась рядом c Геновефой в Париже, а святой Ремигий иногда навещал их, чтобы побеседовать о божественных предметах. Эти святые стояли у истоков зарождающейся Франции.

Молва о святой Геновефе распространилась вплоть до Востока. По преданию, сирийские купцы поведали святому Симеону Столпнику о добродетелях смиренной парижской девы. Тот восславил Геновефу и поручил купцам просить ее молитв.

Достигнув 80 лет, святая Геновефа мирно преставилась, окруженная народной любовью и признанием. Но и в последующие века она не прекращала оказывать покровительство городу Парижу и его жителям. Над могилой святой был основан названный в ее честь храм и впоследствии монастырь святой Геновефы (Сент-Женевьев), в котором происходили бесчисленные исцеления. Во время серьезных бедствий: войн, осад, эпидемий, голода, наводнений и пожаров – народ толпами стекался к святой, прося помощи. Тогда устраивались большие крестные ходы, на плечах несли раку c мощами, и Бог незамедлительно являл Свою милость через чудеса по молитвам святой Геновефы и по вере народа.

Ее мощи были почти целиком сожжены и сброшены в Сену революционерами в 1793 году, но святая продолжает оставаться живой для тех, кто c верой призывает ее имя.

Икона Святой Пояс Пресвятой Богородицы
Икона Святой Пояс Пресвятой Богородицы

В связи с приездом Святого Пояса Пресвятой Богородицы в Россию из Ватопедского Монастыря, обнаружилась еще одна интересная и малоизвестная в России греческая икона "Агиа Зони", что значит, "Святой Пояс". На иконе Богородица держит в руках пояс. По иконографии икона очень схожа с упрощенным образом "Покров Пресвятой Богородицы" (без святых). Кроме греческой иконы, в честь столь знаменательного события, были сделаны списки иконы с церковнославянской подписью "Святый Поясъ". "По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в память о принесении Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря (гора Афон) в епархии Русской Православной Церкви" - иконки "Святый Поясъ" с такой надписью на обратной стороне, вместе с освященным на поясе Богородицы ленточкой ("пояском Богородицы"), раздавались тем, кто пришел к святыне в эти дни. Существует икона этой же тематики, но отличной иконографии - "Положение Пояса Пресвятой Богородицы"

Равноапостольный Григорий Просветитель Армении
Равноапостольный Григорий Просветитель Армении

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).

Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.