Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
13.03.24

О духе времени. Самосвяты в Тимашевском районе

У нас вошло в привычку говорить о нашем времени как времени апостасийном, отступническом, времени равнодушия к вопросам веры, времени, нацеленном на поиск материальных благ и чувственных наслаждений.

Мы с готовностью откликаемся на эти слова, особенно когда они исходят от людей неравнодушных, деятельных. И вот уже мы, собирая средства на строительство храма, не благодарим каждого жертвователя, а… ругаем, что мало дал. А потом ругаем батюшку. А потом благочинного. А потом правящего архиерея. И скоро получается, что во всем свете остался один ревнитель православия. Ну, или несколько, и все знакомы между собой. А остальные – апостаты или что еще похуже.

Хорошо, если наступит опамятование, если вспомнятся слова о том, что первым признаком конца времен является оскудевание любви. А если опамятование не наступит? Вокруг таких деятельных обличителей часто возникают объединения, напоминающие сектантские. Люди в них связаны общей ненавистью, а еще тем, что превозносят своих руководителей. Руководители же не терпят никакого авторитета, кроме собственного, а потому духовенство для них – первый и главный враг.

***

Кубань всегда привлекала и продолжает привлекать разного рода «гуру» и деятелей «нового религиозного сознания». Кого здесь только не было: и протестанты самых разных деноминаций, и толстовцы, и представители восточных религий – все они тянулись на богатые и теплые земли. К ним выработался иммунитет, и даже в 1990-е годы они не имели на Кубани того успеха, какой выпал им в других частях России. Но вот «ревнители благочестия» пришлись ко двору.

«Младостарчество», от которого предостерегал приснопамятный Патриарх Алексий II, захватило умы. Все чаще приходится слышать от прихожан городских храмов, что «собираются к старцу», или «старице». Нет, не в монастырь, а куда-нибудь «к народу поближе». И не всегда задумываются над тем, откуда берутся эти «старцы» и «старицы», почему иные из них противопоставляют себя Церкви. Особенно легко обмануться, если новоявленные гуру на первых порах с Церковью не ссорятся.

Осенью 2003 года в поселковое сельское поселение Тимашевского района, или, как тут принято говорить, на 3-е отделение, приехала из Москвы с мужем и детьми гражданка Захарова. По её словам, приехала она, чтобы вложить пожертвованные ей некими москвичами денежные средства в строительство храма. Что ж, множество наших земляков «выбились в люди», один Владимир Дерипаска чего стоит, и его стараниями построено целое «золотое кольцо» храмов в Усть-Лабинском благочинии! Потому никого не удивила история с московскими жертвователями.

На деле цель приезда была куда значительней. Вот как о ней написала одна из прежних московских последовательниц Захаровых: «Варвара всю жизнь мечтала быть матушкой, но по Уставу монастырей ей это не положено (так как она второй раз замужем, имеет семью и несовершеннолетних детей), она надеялась, что в регионах на это смотрят проще. Она рассказывала нам, что если ее семья построит храм или восстановит монастырь, то Иоанна рукоположат в священный сан, он будет архимандритом, она, наконец, станет матушкой или даже игуменьей монастыря. Женщин и наших дочерей Варвара не раз звала вступать к ней в будущий монастырь».

Таким образом, не имея возможности в Москве реализовать свою горделивую мечту, Захаровы прибыли на Кубань, имея глубокое убеждение в том, что, открыв несколько храмов в небольших населённых пунктах, добившись уважения малообеспеченного и малосведущего в церковных законах местного населения, они заставят высшее церковное руководство рукоположить Иоанна во священники, а Варвару – назначить игуменьей восстановленного женского монастыря.

Фантастическое предположение? Но 15 мая 2012 года прихожане храма святителя Димитрия Ростовского хутора Димитрова Тимашевского района (историческое место разрушенного женского монастыря во имя святой равноапостольной Марии Магдалины) обратились к правящему архиерею с прошением рукоположить Иоанна Захарова в сан священника. Прошение лично представил владыке станичный атаман А.Н. Волошин.

Итак, руководствуясь своими далеко идущими планами, супруги стали активно привлекать к себе людей, финансируя и совершая работы по ремонту и реконструкции зданий молитвенных домов в четырех населённых пунктах Тимашевского благочиния. Не забывали при этом и о себе. Сегодня многие из бывших последователей Захаровых, в том числе московские адепты, отмечают сильное влияние на них «матушки Варвары», ради которой многие из них продали свое имущество, а деньги отдали ей, после чего стали попадать к ней в немилость, зато у Варвары появились дома в поселках Советском и Октябрьском и автомобиль.

Вскоре были созданы небольшие общины, которые обратились к благочинному и правящему архиерею с просьбой разрешить открытие приходов. Разумеется, радующийся каждому новому приходу владыка согласился. Стали проводиться службы, для чего благочинный Тимашевского церковного округа протоиерей Виктор Савенко направлял священников своего прихода. Но духовное окормление верующих новообразованных приходов у священников не понравилось супругам Захаровым, которые лишь себя считали полновластными хозяевами не только храма, но и прихожан.

Впрочем, в этот период супруги носили другую фамилию – Вавилины. И ладно бы только фамилию! Но имена у них тоже были иные – Вавилина (по первому браку Колдаева) Валентина Ивановна и Вавилин Юрий Анатольевич. В апреле 2005 года они сменили фамилии, имена и отчества и стали именоваться Захарова Варвара Иоакимовна и Захаров Иоанн Ильич, таким образом отказавшись от имен, данных при крещении, а заодно от своих родителей. При смене имён они второй раз приняли крещение и второй же раз венчались с новыми именами! До этого много лет в московских храмах причащались с именами Валентина и Георгий, а, как известно, некрещенные к причастию не допускаются. Православный «Символ Веры» безоговорочен: «Исповедую едино крещение…».

Смена имени насторожила православных верующих, стали замечать и другие странности в поведении супругов. Вот свидетельство одного из бывших адептов: «Варвара (Валентина) давала послушания не поминать никого из своих близких, ни за здравие, ни за упокой, за исключением детей и мужей/жен; не брать ни под каким видом вещей, денег и прочего от чужих людей, по этой же причине – чтобы не поминать; никогда не молиться за других людей, не присутствовать на панихидах, во избежание произнесения священником твоего имени на панихиде (якобы тогда можно вскорости умереть)».

Еще «матушка Варвара» решала, кому в какой храм можно ходить, а в какой нельзя, как часто причащаться, какие молитвы и как читать, и прочие вопросы духовной жизни. Она же запрещала «прилепляться» к батюшкам, а если кто-то находил и выбирал себе духовного отца из священства, то она прекращала с ним всякое общение, или, как говорила, «отсекала» от себя.

Варвара постоянно требовала денег: на храмы, на берегоукрепительные работы и т.д. и т.п. Но прихожане сельских приходов жертвовали скромные средства, а за это «Благотворительница и Строительница храмов» – так она подписывалась в письмах – ругала их «кубаноидами» и жмотами. Клички у супругов имели все: священники (за глаза), церковнослужители и даже верные последователи, которым она объясняла, что клички даются для «воспитания смирения» и исправления недостатков. Дети Захаровых-Вавилиных также называли всех не именами, а кличками, и это стало вызывать недоумение: почему супруги воспитывают у детей непочтительное отношение к старшим. Но любое замечание супруги принимали в штыки, а по отношению к священникам агрессия стала просто яростной. Закономерно и духовенство, и прихожане, стали обращаться с жалобами к благочинному и главе сельского поселения.

Благочинный протоиерей Виктор Савенко пытался урезонить Захаровых-Вавилиных, но лишь вызвал против себя волну клеветы. Наконец глава сельского поселения обратился к правящему архиерею митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору с просьбой «принять меры по пресечению дальнейшей деструктивной деятельности Захаровых на территории поселения».

25 июля 2012 года Церковный суд Екатеринодарской и Кубанской епархии под председательством епископа Ейского Германа, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии, вынес решение по делу Захаровых. Были опрошены многочисленные свидетели, которые приехали в Краснодар из Москвы, Тимашевского, Брюховецкого, Красноармейского районов, чтобы высказать наболевшее: в основном об искажениях духовной жизни, о безнравственном поведении, о том, что Захаровы живут на вымогаемые у верующих средства, запугивая их псевдоправославными представлениями о добре и зле и их причинах.

Были заслушаны и письменные показания «москвичей», где, в том числе, была рассказана по-настоящему страшная история: мать одной из последовательниц «матушки Варвары» покончила с собой после того, как Варвара запретила ей, человеку, страдающему психическим расстройством, принимать назначенные врачами препараты. Вообще, люди с психоэмоциональными расстройствами, судя по письменным свидетельствам, представляли для Варвары особый интерес и служили ей постоянным финансовым источником. А вот когда адепты начинали освобождаться от влияния, она устраивала им обструкцию, обвиняя, например, в «колдовстве».

Вот неполный перечень того, что было установлено Церковным судом: изменение четой Захаровых имен, отчеств и фамилий как нарушение 5-й заповеди («чти отца и матерь твою…»); неблагоговейное поведение во время богослужения (громкие разговоры, замечания священникам и пономарям); создание без благословения и в отрыве от духовного окормления Церкви «Группы милосердия» с целью «спасения» под «духовным руководством» Захаровых, присвоение кличек членам группы и духовенству с целью их «смирения»; создание недоверия, подозрительности друг другу; насаждение недоверия и неприязни к духовенству; распоряжение жизнью и имуществом членов группы; своевольное выступление от имени Церкви перед руководителями администрации поселений, организаций; проповедническая деятельность в СМИ, в обществе, без благословения, при этом распространение негативной информации о духовенстве и Церкви; открытая вражда с духовенством и верующими, духовно окормляющимися у священнослужителей, а не у Захаровых; стремление к абсолютной власти в приходах, отношение к духовенству как к наёмным рабочим; грубое оскорбление духовенства и своих бывших последователей, включая распространение ложной порочащей информации о духовенстве и неугодных людях; самозахват земельных участков и помещений, конфликты с местным населением; создание конфликтных ситуаций с представителями государственной власти, организация несанкционированных митингов.

В связи с этим суд счел необходимым обратиться к правящему архиерею, Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому, с ходатайством о том, чтобы лишить Захарова И.И. и Захарову В.И. возможности занимать руководящие должности либо состоять членами приходского совета в каком-либо приходе на территории Екатеринодарской и Кубанской епархии, а также, ради восстановления мира на приходах Тимашевского благочиния, запретить им причащаться и участвовать в церковной жизни этого благочиния.

***

25 июля 2012 года, в день вынесения решения Церковного суда по делу Захаровых, от Елены Михайловны Смирновой, помощника регента при подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в г. Москве, последовательницы «матушки Варвары», на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла было направлено письмо, написанное в дерзкой форме. В письме автор пишет: «Такие великие дела как строительство храмов Божиих, подвластны тем людям, которые умеют сильно молиться, Варвара Иакимовна одна из таких, её молитва очень горячая, всегда доходит до Бога». Зато Церковный суд называется «беззаконным судилищем», «поведение Епископа Германа возмутительно…». На основании этого письма из Управления делами Московской Патриархии в адрес Екатеринодарской епархии был направлен запрос, ответно в Москву было направлено 150 страниц «дела Захаровых». Но и получив подтверждение правильности решения епархиального Церковного суда, Захаровы, вместо покаяния, распространяют ложные слухи о том, что Московская Патриархия их полностью оправдала и кубанские священники у Захаровых просили прощения.

В ноябре Главе муниципального образования Тимашевский район поступило письмо от Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае А. Г. Козицкого следующего содержания: «Ко мне обратилась на личном приёме жительница пос. Советский Захарова В.И. с просьбой вмешаться в конфликт, возникший между ней и священнослужителем В. Савенко…»

А еще – из приёмной Президента Российской Федерации (г. Москва) и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В своей жалобе Захарова пишет: «…В этом году произошло недоразумение из-за лжи и клеветничества на нашу семью. Благочинный воспользовался ситуацией и организовал со своими клеветниками клеветнический суд над нами. Разбирательство прошло в Епархии 15 июня. Церковный суд запретил нам посещать храмы, которые мы открыли, и храмы Тимашевского района… Клевета о. Виктора вводит в заблуждение представителей власти и общественности, наносит им вред своей травлей на нас, что недопустимо». И тут же, вне всякой логики: «Церковь отделена от государства. Мы православная семья, никогда не были сектантами, раскольниками, мошенниками. Просим Вас помочь нам защитить наши конституционные права на проживание, труд, образование, вероисповедание, трудиться и заниматься милосердием, благотворительностью в станицах, хуторах, дабы это не заняли моджахеды, как в Ставропольском крае». Администрация Тимашевского района направила в соответствующие органы подробную информацию и выразила полное согласие с решением Церковного суда.

Но Захаровы не успокоились. Настоятель храма святой великомученицы Варвары станицы Днепровской Тимашевского района иерей Сергий Бугаенко сообщил благочинному о том, что 1 февраля сего года к нему обратились педагоги и родители учеников МБОУ СОШ №7 станицы Днепровской. Они рассказали о том, что в их школе священник из соседнего населенного пункта во время уроков заходил в класс, кропил святой водой помещения и учащихся, а прислуживал ему и пел церковные песнопения Иоанн Захаров. При подробном разбирательстве выяснилось следующее. Штатному священнику Свято-Вознесенского храма г. Тимашевска иерею Алексию Затолокину позвонил атаман Днепровского станичного казачьего общества Александр Николаевич Волошин и пригласил освятить школу. Известный своей отзывчивостью и кротостью батюшка доверился авторитету атамана. Прибыв в Днепровскую, где его встретил Захаров, не дерзнул отказать и совершил чин освящения. За нарушение церковной дисциплины отец Алексий получил серьёзное церковное взыскание.

Удивительна позиция атамана, который ещё в начале учебного года присутствовал на совещании руководства района с руководителями образовательных учреждений и атаманами казачьих обществ. Там благочинный Тимашевского церковного округа протоиерей Виктор Савенко официально доложил о решении Церковного суда и предостерег от раскольнической деятельности Захаровых. Однако через несколько месяцев Иоанна Захарова… приняли в казачество, причём, без участия священника, что противоречит уставу.

Любопытно, что с момента прибытия на Кубань все годы из уст Иоанна Захарова лились только непристойные высказывания о казачестве, и вдруг он вступает в ряды казаков. Пользуясь невоцерковлённостью новообразованного казачьего общества, а также нуждой в средствах для организации хозяйственной и просветительской деятельности, Захаровы, оказывая мелкую финансовую помощь (подарили новое казачье знамя, выполнили ремонт помещений), быстро заслужили авторитет у казаков, которые в храм не ходят и со священником не общаются. Теперь супруги пытаются выступать в роли духовных наставников днепровских казаков. В результате у некоторых казаков уже возникает вопрос: зачем брать благословение у духовенства на проведение мероприятий, если Варвара напрямую с Богом и Божией Матерью общается? Она и благословит. В результате осенью прошлого года днепровские казаки провели поминовение на подворье женского монастыря в хуторе Димитрова, даже не поставив в известность сестёр, не говоря о том, чтобы испросить благословение: церковной дисциплиной у казаков руководит Захаров.

И все-таки, зачем Захаровым казаки? Все просто: сейчас им как воздух нужны новые проекты для привлечения средств от своих последователей. Не будет проектов – не будет поступлений, не подо что «выдавливать деньги», не на что жить самим, а работать они не привыкли.

Что в итоге? Район никак не успокоится, на доброго батюшку наложено строгое прещение, казаки, не успев воцерковиться, самочинничают. Конфликты, нестроения, вражда… Все попались в лукавую западню Захаровых. Не пора ли вспомнить: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7: 16, 17).

Марина Черкашина


***

О младостарчестве

…душепагубное актёрство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


…Прискорбно видеть, что и среди живущих в России находятся люди, стремящиеся подражать «радению о Православии». Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких «старцев». Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого «старца» совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии