Церкви, посвященные Георгию, стали возникать по всей Римской империи с IV в., особенно в Палестине и Сирии. Помимо главного центра почитания великомученика в Лидде церкви во имя вмч. Георгия были построены в середине V в. импер. Евдокией в Шейх-Бадре к западу от Иерусалима, в конце V в.- в Эдессе, в 514/5 г. первым магистратом Иоанном, сыном Диомида, в честь явления ему святого - в Изре (Зораве) в Трахонитиде. Здесь хранилась часть мощей великомученика. В VI в. существовали церкви во имя вмч. Георгия в Иерусалиме, Иерихоне, Герасе и др.
Вмч. Георгий. Керамическая икона. |
Древнейшими церковными сооружениями в Константинополе, построенными в честь Георгия, являются монастырь Ксирокерк, или Ксилокерк, и церковь во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, императором Константином I Великим. Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек Константинополя, церковь во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя.
В Константинополе известны другие храмы, освященные во имя Георгия, - в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохранилась после падения Константинополя (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом Константинопольским Константином II в 1833), Сики (впервые упоминается в 1303 в хрисовуле императора Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также монастыри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный императором Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения Константинополя. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского монастыря. В 1204-1261 гг. монастырь находился в руках латинян. При турках монастырь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467).
Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) |
Образ великомученика был помещен на монетах при византийском императоре Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора († после 1359) в «Ромейской истории» упоминает об изображении Георгия на коне, которое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене императорского дворца напротив часовни Богородицы Никопеи .
Частицы мощей Георгия хранятся в афонских монастырях Ксенофонт, св. Григория, св. Дионисия, Иверском, Зографском и в ряде обителей Греции: Арсаниу, Гумениссы Богородицы, прп. Никанора, Дусику, Татарниотиссы Богородицы, святых Феодоров на Керкире и др.
Чудотворные иконы великомученика находятся в афонских монастырях Ксенофонт, Зограф и Хиландар.
В Византии Георгий считался покровителем воинов, землепашцев и особенно пастухов. Георгий Сфрандзи называет Георгия «освободителем пленников», а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. В народном представлении сложился образ строгого и справедливого святого. В Греции в праздник святого 23 апр. проводились крестные ходы с иконой Георгия вокруг полей, устраивались скачки на лошадях (в память «чуда о змии»), закалывался посвященный великомученику агнец (айгеоргитис), кровью которого священник смазывал крестообразно лоб и щеки детей.
Известно совместное почитание Георгия и вмч. Димитрия Солунского, которых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христианское войско во время Антиохийской битвы в 1098 г.
Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Икона. Кон. XI-XII в. (ГЭ) |