Георгий является самым почитаемым святым в Грузии и вместе с Пресвятой Богородицей считается небесным покровителем этой страны. В Историко-этнографическом музее в Зугдиди (Зап. Грузия) хранится часть мощей Георгия (сустав колена великомученика). В иконе Георгия из церкви в Бочорме заключен локоть святого. В Грузии не было ни одного холма или возвышенного места, на котором не стояла бы церковь во имя Георгия, поэтому в средние века греки и европейцы называли Грузию Георгией.
Просветительница Грузии равноап. Нина завещала посвящать храмы, которые захотят воздвигнуть в ее честь, Георгий, который приходился ей родственником (по одной из версий, двоюродным братом по отцовской линии). По преданию, первый храм, построенный в Грузии в честь Георгия, был заложен св. царем Мирианом в год кончины равноап. Нины (335) на месте ее погребения в Бодбе. С IX в. начинается массовое строительство посвященных великомученику храмов. Так, Георгию посвящены самый высокий в Грузии храм Алаверди (XI в.), Павниси (Х в.), церкви в Бочорме (X-XI вв.), в Гелати (XIII в.), Кашвети в Тбилиси (построена в 1910 на месте Георгиевского храма VI в.), в основанном в IX в. монастыре Убиси (XIV в. на древнем фундаменте), на подворье Грузинского Патриархата в Москве, в Грузинах.
Насчитывается 4 основных перeвода Жития Георгия, сохранившихся в нескольких десятках рукописей. Текст самой ранней грузинской рукописи чудес Георгия, включающей «Чудо Георгия о змии», датируется кон. XI в. Начиная с XIV-XV вв. цикл чудес Георгия получил широкое распространение в Грузии. «Чудо о змии» было особенно популярно, в XVII в. оно было переложено в стихотворную форму Датуной Квариани. Созданная в XIX в. редакция «Чуда о змии» заканчивается тем, что Георгий удочеряет спасенную им царевну. В грузинской письменности получили распространение не только переводные греч. Жития и чудеса Георгия, но и оригинальные сказания (например, «Чудо о каменщике Басиле», который в одиночку построил храм св. Георгия в Кларджети). Некоторые чудеса Георгия грузинские предания соотносят с грузинскими местностями. Так, считается, что «Чудо о быке Феописта» произошло в Халде в Сванети.
Георгиевский крест (красный крест на белом фоне) помещен на церковном флаге Грузии. По преданию, Георгий помогал грузинам во многих битвах, его неоднократно видели во главе грузинского войска (15 авг. 1121 в Дидгорской битве с турками-сельджуками; 28 сент. 1659 в победном сражении с султаном Зелим-ханом).
Вмч. Георгий. |
Имя Георгий является одним из самых распространенных в Грузии и династическим именем грузинских правителей. Считалось, что пользующийся небесным покровительством Георгия ни в чем не будет знать поражения. В связи с этим интересна надпись на перстне с изображением св. царя Георгия III: «Святой Георгий, я, Георгий, надеждою на тебя побеждаю врага». Это имя носили абх. цари Георгий I (861-868) и Георгий II (922-957), Гурийские (до Георгия V, XVIII в.) и Одишские мтавары (до Георгия IV, XVIII в.). Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014-1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072-1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156-1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын св. царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским.
В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)).
День памяти Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование Георгия., по др. версии - день победы Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем Георгием (Гиоргобис тве). День памяти Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др.
Согласно устному народному преданию, тело Георгия было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Западной Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Восточной Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья.
Взаимосвязь центров почитания Георгия иллюстрирует предание, возникшее в Западной Грузии, согласно которому Илорский Георгий (патрон церкви св. Георгия в Илори в Абхазии) посылал на празднества Латальскому и Ленджерскому Георгиям жертвенного быка, а Латальский и Ленджерский Георгии посылали Илорскому свечи и ладан. Все трое считались братьями, старшим и наиболее могущественным был Георгиюй Илорский, с храмом которого в Илори связано значительное число чудес, легенд и преданий. Празднование Илорского Г. (Илороба) отмечалось 2 раза в год: 23 апреля и особенно пышно 10 ноября, когда происходило Илорское чудо: в ночь накануне праздника в каменной ограде Илорской церкви, двери которой были запечатаны и скреплены печатями царя и католикоса, появлялся живой бык, приведенный великомучеником. Самое раннее описание этого праздника принадлежит миссионеру XVII в. А. Ламберти. Он сообщал, что в этот день со всей Грузии съезжалось множество народа с разными подношениями святому (шелковые платки, украшения, деньги, свечи) и жертвенными животными (быки, овцы, козлята). Илорского Георгия также почитали в Сванети, Гурии, Раче, Лечхуми. В Гурии Илороба справляли в четверг Масленой недели.
Считалось также, что Илорская икона Георгия разрешала споры тяжущихся сторон посредством золотых весов правосудия, висевших посреди церкви. Противники становились под весами и молились перед иконой, которая склоняла чашу весов над головой праведного. Но однажды один нечестивец решил обмануть икону. Он занял у соседа деньги и не возвращал их. Когда они оба предстали перед иконой, должник передал соседу посох, куда спрятал деньги, и чаша оправдала его. Тогда он взял свой посох и вышел из церкви. Илорская икона «обиделась» на мошенника, и весы чудесным образом вознеслись на небо. В Мегрелии до наших дней сохранился обычай «гиночама» (мегрел.- передача), согласно которому на суде должна была присутствовать икона Георгия. Как правило, это был список с Илорской иконы Георгия, который носил на шее приставленный к иконе человек - мехатули (дословно - прислужник иконы, от грузинского хати - икона). Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию Георгия.
До последнего времени в Илорской церкви хранились чудотворные атрибуты и реликвии Георгия: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздвоенными концами, которые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Западной Грузии.
Одним из крупных центров почитания Георгия в Восточной Грузии считалось село Ацкури. Праздник Ацкурского Георгия- Тетри Гиоргоба - отмечается 15 авгусьа, в день Успения Пресвятой Богородицы, что отражает их совместное почитание. Братьями Ацкурского Белого Георгия считались Лашарский Георгий, Бочормский и др.
По народным поверьям, широко распространенным в Зап. Грузии, Георгий во время грозы мчится на белом коне по небу, поражая раздвоенной на конце стрелой нечистую силу. Там, где ударила его молния, находили раздвоенную стрелу или крест, пораженное молнией место называлось наджварлени (мегрел.- место, где упал крест). Считалось, что таким образом святой предупреждал виновного или выбирал его в «рабы». Такой «избранник» облачался в белые или пестрые одежды (даже во время траура) и ежегодно обходил церкви Георгия по порядку празднования и приносил подношения. Если молния поражала дом, это воспринималось как наказание Георгием за нарушение обета, лжесвидетельство, кражу и т. д. Пораженные молнией предметы становились неприкосновенными. В случае нарушения табу грешника повторно поражала молния или же Георгий карал его другим способом. «Выкуп», или восстановительный ритуал, справлялся через 3, 7, 9 лет, в противном случае считалось, что Георгий покарает всю семью. Георгию также молились бездетные супруги, жертвовавшие ему серебряные модели люльки.